Rambler's Top100
  Русский ИДИОТ  ПУБЛИЦИСТИКА   


А.А. Локтюшин
<- к началу Экология и история цивилизаций  

4

Сказки

Люблю сказки. С детства. Обаяние зимних вечеров, когда десятка полтора соседских ребятишек, затаив дыхание, слушают вдохновенные россказни отца. На кухне шипят, наполняя воздух незабвенным ароматом, блины. Сказки с мамиными блинами. Наверное, масленица была. Правда, блинов мы не видели. То есть есть-то их ели, а когда сказка кончалась, то их уже и не было.

Сказок у отца было много. И вечеров было много. А вот книжек дома не было. Правда, были газеты и, как-то незаметно, с ненавязчивой помощью родителей я научился читать. Рано. Было мне неполных пять лет, когда попалась мне на пыльной улице растерзанная книжка. Ни обложки, ни каких-либо выходных данных. Выбросил кто-то. Но на первой странице как музыка: "Как ныне сбирается вещий Олег ...". Прямо мурашки по спине. И понял я, что умею читать. Долго потом не мог отыскать, кто такие дивные стихи написал.

Ну, раз читать умею, то пора в школу. Как раз старшая сестра должна была пойти. Учителя посопротивлялись, но разрешили остаться. Сходил я в школу еще несколько дней, а там ... скука несусветная. Палочки, крючочки, читать и писать никто не умеет. Поняли учителя, что скучно мне и сказали, чтобы больше не приходил. И три блаженных года я читал, читал и читал. Естественно сказки. В библиотеке сказок не так уж много было. Но, в принципе, любая повесть -- сказка. И так я увлекся, что не заметил, как вырос. И как-то осенило меня, что чем серьезнее сочинение, тем больше в нем вымысла. Вранья. Поэтому многое надо читать по-русски.

Вот английское слово писатель (writer-- ну ясно же, что от слова врать. АН нет. У них в языке, если первую букву (приставка) и последнюю -- (суффикс) убрать, то получается -- правильный, верный по звучанию, но пишется right. Совсем народ запутался. Правда, сам процесс письма у них (англичан) обозначен словом скрести (scribble). Это о небрежном письме. Зато у нас. Писать это значит писать. То есть мочиться. Можно на снег. Но знаки ставить это из такой звериной древности. Чурить (писать) на столбик, помечая свое присутствие, заведено давно. Да каждый видел как коты или собачки метки ставят.

Так вот из любви к сказкам я и стал ученым. Это такая сказочная страна. Здесь все сочиняют, рассказывают и пересказывают. ... Вот такой-то (имярек) считает так, а другой (имярек) думает что .... Что в гуманитарных науках, что в естествознании. Фантастика! Одного не пойму; ну что они такие серьезные? Впрочем, если рассказывать анекдот, давясь от смеха, то остальные могут не понять, где смеяться нужно. Выскочит какой-нибудь к трибуне и давай благим матом: да как можно на основы покушаться? И т.п. и т.д. Ну, ты что, забыл разве про флогистон. Это жидкость такая была фантастическая. Нальешь её во что-нибудь -- температура поднимется, отольешь -- понизится. По-русски её теплородом звали, Теперь уже забывать стали. А что с того, что фантастическая? Паровые машины как раз в ту пору сотворили. С её помощью.

Вообще, эти выскакивания на трибуну, в виде журнала или сборника какого, очень напоминают тот древний обычай обозначать территорию и терминологически (написать, где ударение ставить непонятно) и по смыслу -- отметиться. Вот и я такой же. Других-то нету.

О чем это я! Да! Появилась не так давно еще одна отрасль (жанр) писательства посвященная исследованию "старины глубокой'' (археология) по топонимике и языковым заимствованиям. На самом деле все серьезно и очень интересно. Вот взять цепочку слов: хаус -- хата -- хоум -- дом. Переводить, наверное, не надо. Это все одно и то же. Дом. По-немецки, по-украински, по-английски и по-русски. Но первое, очень похоже на хаос (да, дома вечный кавардак: вещи раскиданы, пол замусорен), а последнее, если звонкую "д" приглушить до "т" (том), означает отделенный, отсеченный. По сути --особняк. Но с огласовкой, то есть с гласными звуками, очень большая проблема. Кто как хочет тот так и озвучивает. Например, можно сказать: тьма. И опять самое то, про дом получается. Отдельный мир, потемки. Слово мир попалось. Тоже с изюминкой. Мир -- покой или мир -- пространство? В первом случае англичане пишут peace, говорят пис и (опять про мочу) возможно, речь идет о подписании мирного договора. Вообще в peace, если "с" читать как "к", можно и напрямую увидеть (услышать) покой. Очень близко по звучанию piece (пис), что означает кусок. Но мне ближе огласовка "мор'' в смысле смерть, смирение, или в качестве описания пограничного состояния -- бреда: мороченье, мереканье. Или в понятии "мера": сколько отмерено жить.

Значение "кусок", пожалуй, ближе ко второму значению мир -- пространство, но пространство у англичан space (спэйс) (правда ведь, похоже?) происходит от "стремления" пометить шагами, например, у немцев шпацирен -- означает маршировать. Но мир -- пространство в английском обозначено как world, что близко по звучанию к word слово. Замечательно! Это же космогонический миф: вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог.... Но если чуть изменить огласовку и "сглотнуть'' последние согласные, то war (во), что означает война, а по-русски прочитанное -- вор и вой. Мир кончился. Совсем запутался.

Кстати, по-немецки война -- крик. Что выть, что кричать. А от вора пошло враг, варяг. Но в этом же корне есть и смысл вернуть, воротить. Это, наверное, от бунта: грабь награбленное. Безусловно, во всем этом что-то есть, по крайней мере, перебирать значения и звуки интересно. Но с серьезным лицом, на этой основе пытаться реконструировать историю -- не серьезно. Тем не менее, попыток множество. Попробую и я. Но не всерьез.

Мальчишки самые большие патриоты. Потом, повзрослев, многие из них станут конформистами, будут искать место, где лучше, где платят больше, где зима короче и пр. и пр. Посмотришь на карту, так диву даешься, сколько земель обетованных с райскими названиями. По-славянски рай звучал как ирий. Правда, предки прекрасно понимали, что рай это все-таки что-то неземное. С земной точки зрения нечто иррациональное. Поэтому, может, посмеиваясь над собой, топонимику создавали, используя ир как отрицание. Но какая география! Ирландия, Иран, Ирак, Иркутск, Иртыш. Сюда же приписать следует: Эритрея, Ереван, Израиль.... Да, побегали в поисках рая земного. Но Бог с ними со взрослыми. Мальчишки тоже мечтают о дальних странах. Но в мечтах их вояжи заканчиваются возвращением. Так и с народами. Бегают, бегают, а к родной земле тянет.

Мальчишек остро волнуют проблемы истории своей малой родины. Что означает имя городка или поселка? Что значит имя реки, возле которой они живут? Мое детство прошло в городке с названием Юрга, что находится на реке Томь. Мы (мальчишки) не раз задавали своим учителям вопрос, что значит: Юрга, Томь? У нас были добросовестные учителя и, поискав, они сообщили нам: Юрга -- название татарское. Вон сколько вокруг татарских деревень. И означает это по-татарски -- яма. Была деревенька в яме, да так и назвалась Юрга. Потом станция железнодорожная стала так называться, а затем появился завод и стал строиться город. Происхождение названия реки Томь тоже связывалось с татарским прошлым. Была вроде бы когда-то то ли царевна, то ли царица по имени Тома. Такая вот история.

Да вот еще речка чуть выше Юрги в Томь впадает с чудным названием Искитимка. Что-то созвучное: Томь -- Искитимка. Учителя в ответ: иски по-татарски означает человек, а в соседней области есть город Искитим. Где они откопали, что иски -- человек? Сколько татар ни спрашивал, -- не знают. Может неправильные попадались?

Наши мечты о дальних странствиях воплощались в недалекие походы и в изучение карт. "Плавали" по рекам, "спускались" в океан. Томск -- понятно, на Томи стоит. Тюмень, таймень, Тым, Таймыр. Что это? Случайные названия? А сколько названий с корнями ур (юр, ир). Тогур, Курлек, Иртыш, Урал, Иркутск. Или название глухой тайги урман, урочище. А вот совсем непонятно -- уровень? Корень-то тот же.

С годами острота детского патриотизма притупилась. Иные проблемы мучают в подростковом возрасте. Созревание. Потом армия, поездки по Великой стране. Стою как-то, уже в зрелом возрасте, возле таллиннской ратуши, увенчанной плоской человеческой фигуркой -- флюгером. Старый Тоомас его называют. Имя в прибалтийских странах довольно распространенное. Они его с библейским Фомой связывают (Thomas). Только, почему-то, с двумя "о" часто. И вот стою я в старом Таллинне и вспоминаю, что казаки, придя на Томь, писали Годунову в рапорте: "местные реку зовут Тоом". Вот думаю, занесло. И понесло.

Там же в Прибалтике очень распространенное имя Юрген. А еще Юджин -- если посмотреть написанное по-английски и прочитать по-русски, то опять Юрген получается. Имя Юрген, вероятно, более осовремененное. Но в нем явно просматривается два корня твой (your) и происхождение (gen). Спрашиваю у знакомого эстонца, что значит имя Юрген? Возведя глаза к небу и почесав затылок, он не спеша, отвечает: "Значения особого не имеет, но просматривается некая ассоциация с русским именем Родион". Что к чему?

Но тут мне повезло. Попалась заметка газетная про финских лопарей. Оказывается, живут они в своей Лапландии уже восемь тысяч лет. А потому (из-за оседлости) очень свою память историческую сохранили. И помнят, что восемь тысяч лет назад пришли они с востока из Юрги. Так у них прародина называется. Во как! А тут некоторые пытаются всю топонимику сибирскую в тюркских языках разобрать.

Тюркский язык на сибирских просторах появился недавно. Если поверить профессору Кызласову, то всего 2-2,5 тысячи лет назад. Кстати сибирские татары, да и не только сибирские, к тюркам имеют скорее языковое отношение, чем генетическое. Посмотрите сколько среди них рыжих и голубоглазых. Просто отюречились.

Кстати опять, а почему они себя тюрками называют? Быки (тур) что ли или звери (tir)? Или вовсе оборотни (тор -- оборот)? Последнее интересно в смысле "отвернувшиеся". Сюда близко подходит и смысловое значение термина араб. Здесь а -- отрицание. В целом это отрицание рабства. Но что стоит за истрепанным выражением раб? Раб -- смиренный, послушный. Однако первоначальный смысл гораздо глубже и восходит к смирению и самопожертвованию самого Бога, позволившего быть в нем всему, что может быть и, тем самым, положившем начало всему сущему, включая человека.

Действительно, ра -- означает солнце, а раб -- солнце Божье. Это великолепное, само по себе, выражение, должное служить постоянным напоминанием божественной сущности человека. Напоминанием о том, что человек и есть Бог, хотя и не исчерпывает Его. И каждая тварь земная есть воплощение Бога. И относиться ко всему и всем вокруг нужно как к Богу, включая самого себя.

В исконном значении слова раб его отрицание означает отрицание Бога. То есть, по сути, атеизм. В этом и сходится одинаковость смысла терминов тюрк и араб. Обозначать себя как народ по религиозной или антирелигиозной принадлежности традиция столь же давняя, как и живущая ныне. Вот еще один пример, монголы (или маголы). Прочитанное в индоевропейском написании это топ -- единый и hole -- пустой, то есть названием народа обозначен буддистский абсолют -- единая Пустота (или Великая Пустота -- магол) -- начало всех начал и всех вещей.

Трудно удержаться еще от нескольких замечаний. Каких-то сто лет назад доминирующим было не этническое разделение, а религиозное объединение (и разделение, естественно). Например, православие. Правые -- левые. Если отказаться от такого географического толкования и не понимать право как законоуложение в примитивном смысле, то православие восходит к ведической религиозной системе. Правь одна из трех ипостасей триединой сущности (троицы святой) Бога. Правь, Навь и Явь. Православие -- аналог христианского культа Сына Божьего -- Иисуса Христа. Культ (славление -- возвеличивание) Прави. Следует отметить Навь и Явь в их фонетической схожести с буддистским Инь и Янь. Последние соответствуют соединению (диалектическому, по существу) в любом явлении и любой вещи пассивного и активного Начал. Очень часто, ссылаясь на буддизм, Инь и Янь трактуют как мужское и женское начало, хотя это представляется ограниченным толкованием.

Культ Прави не был изолированным. Существовал и прямой культ Ян и Ин, сохранившийся в обозначении большой группы народов -- славяне. СлавьЯнИн. Более прагматичное понимание значения пассивного и активного начал отражено в противопоставлении Инь-ди-Ян, соответствующем обозначению общности народов Индостана (Индия(н)).

Переход к активной технологической практике взаимоотношений с окружающим миром, начавшийся с создания агротехнологии, отразился в еще более глубоком понимании двойственности природы. Пересекаясь (крест), Янь и Инь порождают новое качество. То есть залог "успеха" не в абсолютизации активности или созерцательности, а в их разумном сочетании. И эта, исполненная глубокой мудростью философия, отражена всего одним словом Крестьянин, которое ныне используется в узком утилитарном смысле. Но может быть это и правильно. Мудрость приходит в общении с землей и живой природой. Истинный крестьянин просто обязан быть мудрецом. Яркий пример тому -- Лев Николаевич Толстой.

Достижения в агротехнологии (крестьянстве) послужили основой более позднего культа Янь и Инь в форме славянизма. Возникновение христианства было, по-видимому, революцией. Очень часто последнее понятие толкуют некорректно. Есть Развитие -- количественное накопление качеств. Есть Эволюция -- рождение нового качества. И есть Революция -- отказ (возвратный смысл приставки ре) от движения вперед, восстановление прежнего -- реконструкция. Очевидно, что христиЯньИн это скорее терминологический возврат, подмена истинного смысла. Или попытка его вспомнить, окончившаяся достаточно плачевно. Не удивительно, что под знаком Культа Сына Божьего служащего единению, последнего не произошло. Христиане это не общность пока. Это отдельно католики, православные, протестанты всех мастей, евангелисты, адвентисты и пр. и пр.

Но довольно о грустном. Тут в одном американском фильме мужик, решивший пообедать у шведского стола, был настолько поражен обилием зелени, салатов и овощей, что окончательно утвердился в существовании Бога: если все это растет из грязи, то значит есть Бог. Жить без понимания глубочайшего единения всего и вся невозможно. И безбожники рано или поздно обращаются в Веру. И вот, вслед за волной христианизации, наступил черед единения тюркско-арабского мира под знаменем культа Единого Всевышнего -- аллаха. Тюрки сильно отвлекли. Я же о Юрге сказку сочинял.

Так вот в той заметке о памяти исторической лопарей говорилось, что помнят они, как много поколений до них и мимо них уходили народы (и на запад) из Юрги и после них и мимо проходили. И обратил я взор свой далее к западу и увидел на карте Англию -- Британию. И поразился (как будто раньше не видел), что текучее время по-английски звучит (time) тайм. И в звучании этом есть Томь. И есть тай -- тайна, тайга. И есть Таймыр. А еще есть в Англии река -- Темза. Опять значащие буквы "т" и "м". А произносить-то думаю надо Темса. Ведь са -- это знак воды и очень близко по смыслу писанию -- мочеиспусканию. Не будем ханжами, ведь до сих пор говорят: ссать, поссать. А почему сие древнее слово живуче? А потому, что основано на основе, на звукоподражании.

К звукоподражанию мы еще вернемся, поскольку оно является, с одной стороны, основой языка, а, с другой, условием конвергенции значений терминов. То есть слова можно в разном смысле употреблять, воля хозяйская, но за счет того, что естественные звуки как звучали, так и ныне звучат, и смысл произносимых звуков неизбежно ассоциируется с природными процессами.

Вернемся к Темзе. У англичан, конечно, полутысячелетний стаж общения с индусами, но этим не объяснишь то, что на санскрите Темза означает вода. Вообще, все больше убеждаюсь, что надо слушать по-русски. Понятно, ведь это мой язык. Но посмотрите. Бритты, пишется Briton. Про Брайтон -- все слышали. Но по-русски это можно услышать -- брат, братья (или братва). С этой точки зрения и второе значение бритта -- англичанин становится ясным. Ведь если убрать эту суету с огласовками, когда гласные кто как хочет тот так и ставит, также произвол с применением звонких и глухих согласных, то англия превращается в анкла (uncle). Ну конечно, если у братьев есть дети, то у детей есть дяди.

С немцами такая же беда. Немцами-то мы их недавно назвали, а сами они себя германцами или deutsche(ами) обзывают. Последнее по-русски означает дочь, а дочь, вырастая, становится женщиной, поскольку German можно совершенно спокойно озвучить как джемин -- женщина. Короче не Европа, а сплошные родственники. Но, обратите внимание, в русской транскрипции. Тут еще и половинчатые есть братья -- сводные. Шведы -- пишется Swede --сведенный, сводный.

Вернемся к Темзе. Ясно, что Томь означает река. В самом широком смысле. И как река времени (time) тоже. Темса это река -- вода. Такие "сдвоенные" сочетания очень распространены. Есть недалеко от Томска река Яя. Я означает и вода, и река. Или другой пример, Ока. О -- тоже вода -- река, а ка, скорее всего результат переписываний, поскольку к и с очень часто меняются местами. Вот взять обычное сало, а рядом поставить кало -- тепло, и кало -- внутренности, и кал -- фекалии, тсало -- по-польски тело. Вообще ка и са восходят к праязыку и имеют значение, скорее, не вода, а её функциональное свойство -- силу, возникающее из подвижности или еще более важных качеств воды, но не только воды. Например, в тюркских языках сочетание кара означает черный, в славянских -- возмездие, но китайское ки (ка), си (са) ци (ца) и чи (ча) сходятся в значении сила -- энергия. Отсюда, наверное, и название страны -- Чина. Теперь, если проинтегрировать архаический смысл слов-слогов, то имеем следующее: кара -- сила солнца (обгореть до черна) и сила солнца-Бога (возмездие, наказание и справедливость одновременно). Далее, понятно, что кало-тепло тоже какая-то сила. Про силу сала всякий знает, но когда эти два слова стоят рядом, то их родство вообще не вызывает сомнений: сила -- сало.

Теперь вернемся к воде. Са, су и иные огласовки силы присутствуют во множестве топонимов, связанных с водой: Бирю-са, Майли-са-й, Ени-се-й (Ену-са-й), Марак-су и т.д. Сила (энергия) воды очевидна. Но вот в чем сила волос (воло-са во множественном числе) на наш просвещенный взгляд не очень понятно. Но в этом слове сдвоенное усиленное утверждение: воля + сила. Если предположить, что единственное, что объединяет волосы и воду, это струистость, некая похожесть: там поток и там космы, то это представляется малоубедительным. Кроме того, хорошо известно трепетное отношение древних к волосам. Например, в библейских заветах от Моисея звучит: не порть края брады своей.

Звенящие оттенки звучания ручья являются звукоподражательной основой обозначения воды -- са. Но ручей дает и другую звуковую гамму. Перетекая через пороги или низвергаясь с уступа, он журчит, урчит. Ур чание (ур -- ча), шур шание слышится также во множестве топонимов относящихся к воде: Бигдаса и т.п. Корень Ур (Ир, Юр, Яр) встречается как в "водяных" топонимах: Иркут, Иртыш, Урал, Тогур, так и в "береговых" Яр, Юр, Урман. Кстати последнее, имеющее значение непроходимой тайги может означать и изобилие в ней съестного. Хурман (гурман) это что-то о любителях поесть. Но здесь же автоматически выскакивает слово тайга (тайка, стайка -- помещение для скота, утаивать и т.п.) означает тайную силу. Таить -- это сохранить до поры, до нужного времени, то есть в обозначении времени -- тайм временного всего лишь согласная Т или греческая т (тау). На существование протоязыка указывает ряд топонимов очень далеких географически от тайги: Таиланд, Тайвань, Таити, Тайбей. Слово Китай (China -- сила времени? Ки = Chi -- сила -- энергия, тай -- время, тайна, now (nau-- теперь (временная категория, как и night -- ночь).

Корни тау и ча в разновысотном оформлении с меняющейся огласовкой очень часто связаны с обозначением времени. Но и корень Ур -- струящийся, текущий, также имеет отношение ко времени. Вспомним, что в немецком языке Uhr -- ур означает часы. Имя собственное? башни с часами в Лондоне Тауэр. Слово "часы" в русском языке также имеет "водяное" происхождение ча-ссы. Примечательно, что Тауэр -- часы символизируют в своем названии оборот -- тор. Может быть, это относится к вращению стрелки? Но вероятнее все же это относится к некоторым природным циклам. Кругооборот воды? Вращение планет?

Вернемся к корню Ур. Как и са он имеет прямое отношение к мочеиспусканию -- урина означает моча. А вот английское urge переводится как толчок, пробуждение. Ну совершенно прозрачная ассоциация. Что, как не позыв к мочеиспусканию, будит спящего. Но это примитивное (в смысле первичное, исходное) значение, при расширении соответствует рождению.

В urge трудно не узнать Юргу. И что любопытно. Самое расширенное понимание Юрга -- прародина географическая, в языках более поздних обитателей Сибири вновь опускается до примитивизма. Учителя, в свое время, сказали нам не всю правду о значении слова юрга. Из этических соображений. Мы тогда еще маленькие были. Так вот слово юрга некоторые тюрки склонны видеть в ряду тождественных значений: яма -- воронка -- место откуда дети появляются (место рождения) -- вагина. Нас тогда это могло бы просто убить. Где родился? Где -- где в ..... = Юрге. Хотя, на самом деле все так и есть. Ведь что интересно, и моча там же урчит, а рядом (из ануса) дух (га) выходит периодически. Вот тебе и Ур га -- Юрга. Но и это не все.

Не родится дитя на свет божий, если мать не познает зачатия. И вот уже Юрга не только место рождения, но и место соединения. В примитивизме Инь -- Янь соединение мужчины и женщины. А у буддистов соединение противоположностей (синтез) обозначается термином Йога. Р -- "проглотили". Но у многих народов р., хотя и пишется, часто не произносится. Возьмем, к примеру, сдвоенное обозначение реки в виде Ур -- са. В английском это, вообще-то, медведь, как воплощение силы. Но уже отмечалось, что в названиях рек ур -- са не редкость. ''Проглотим" р. Останется уса или уша. Забавно. В Томске в Томь впадает Уша-йка. Ушай -- звательный падеж в тюркских языках (обращение), ка -- суффикс, который, как выяснилось, имеет не уменьшительное значение, а, напротив, обозначает силу. Например, ягодка-это не мелкая ягода, а плод, обладающий силой притягательности (проявление "любви"). Чуть выше Томска (примерно в 40 километрах) с левой стороны в Томь впадает другая речка с названием Медведка. Возможно, несколько сот лет назад она тоже звалась Урсайка, но какой-то полиглот осуществил перевод и он прижился.

Термин Яма в Индуизме означает еще и Бог смерти. Смерть здесь не атеистический конец всему, а одна из форм изменения. Радикального, конечно. Переход в Мир Иной. Фактически тоже рождение, Примечательно, что Кармендрий (карма -- деяние + индра -- владыка), соответствующий Богу Яма, приурочен к нервному сплетению с внутренней стороны крестца, внизу копчика.

Отметим еще одно значение слова йога или юга, соответствующее соединению противоположностей и самом широком смысле. Соединение душ, соединение мужчины и женщины, соединение поколений -- век, соединение (видимое) звезд в астрономическом определении периодов времени: месяцы по Луне, годы Земные и годы галактические (Маха Юга), наконец и соединение народов, как начало нового этногенеза.

В Ведах имя -- йима (или Яма? так как йа = я) принадлежит первочеловеку, которому верховный Владыка "Индра предложил построить "вару" (веру?) -- некоторое укрытие, чтобы сохранить зародыши и семена всех животных и растений, поскольку приближается жестокая зима, которая истребит все живое, покрыв землю толстым слоем льда.

Йима трижды терял славу (расцвет, могущество) и трижды её возвращал ему Бог (боги), побеждая Тьму в море Воурукаши" (по Тилаку). Учитывая древность Вед, трудно не соблазниться следующей интерпретацией; Йима -- человек вообще. Человечество. Слава -- расцвет цивилизаций. И до нашей их было три. Цивилизации погибли в результате трех потопов -- море Воурукаши. Последняя цивилизация, связанная с появлением новой расы начинается, конечно же, с того же самого Йимы -- Ямы -- Юрги -- Йоги -- Яги.

Теперь мы точно знаем, что Юрга, и в общем, и в частном смысле, означает место рождения (по крайней мере для меня, родившегося в Юрге). Прародина -- это страна предков. Но предки это не просто умершие прародители. Для многих народов это одновременно и живые души, оберегающие своих детей силой проведения. Предки = Прет-ки. Преты в тибетских языках -- духи, привидения. Ки -- сила. Именно к душам претков обращаются шаманы во время камлания. Итак, Юрга -- прародина -- страна претков -- страна мертвых. И ведь, что интересно, что именно так еще совсем недавно называли Западную Сибирь. На картах, соответствующих временам до походов Ермака, можно и сейчас прочесть это название. Лукоморье переводится просто. Пока -- область (вспомним современное -- локальный). Море -- смерть, мертвые. Это мы уже обсуждали. Поэтому Лукоморье -- страна мертвых.

Помните у Пушкина, который сам ничего не выдумывал:

 

"У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо -- песнь заводит,

Налево -- сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей; ...".

 

Про реликтовую дубовую рощу где-то в Бакчарском районе еще в начале 20-го века ходили слухи. Дубовые леса сами по себе малоподвижны -- жёлуди по воздуху не летают, а уничтожить их можно в одночасье. Зато реликтовые липовые рощи сохранились и по сей день. Золотая цепь -- скорее всего образ окаймляющих Западносибирскую низменность золотоносных речек, к коим относится и Томь с её притоками: Тугояковка, Басандайка, Ушайка.

Избушка на курьих ножках в нашей сказочной памяти прочно ассоциируется с бабой Ягой. Баба -- это, несомненно, основа, родоначальник. Как "основа" это понятие удерживается в современном техническом лексиконе. Кроме того, как сексуальная вульгаризация, оно присутствует в названии инструмента для забивания свай, по к нашему повествованию относится лишь как указание на женскую принадлежность термина -- баба. Баба, в более поздних тюркских языках означает главу семьи. Звательный падеж -- бабай. Приглушенное папа в современном языке тоже глава семейства и отец. В английском -- бэби это ребенок. Что тоже исполнено смыслом центра, начала семьи, смыслом самого существования её. Равно как и слово сын -- солнце, санни -- солнышко. Но сан в Японии уважительное обращение к старшему по возрасту или положению. Сансей -- учитель. В христианской иерархической лестнице сан -- означает чин (chin -- вольная транскрипция). Здесь удивительным образом мы возвратились к названию великой страны -- Китай.

Уместно будет напомнить, что ка и са, ки и си, также ку и су имеют значение сила-энергия. Но, кроме того, это же значение переносится на сущность божественную человека -- душу его. И на западной окраине азиатского континента ка (египетское) означало именно душу. То есть ка = са не только сила, но и душа. Что, впрочем, может быть одно и то же.

Баба Яга мифический персонаж древности с крутым наворотом технических средств. Туг и избушка на ножках, и монитор связи в виде блюдца, с катящимся по нему золотым яблочком. Удивительно точный образ телевизора. И целый ряд другой "бытовой техники". Яга. Здесь буква я не вполне гласный звук. Это я = йа. То есть Йа -- га, или Йога. Далее к библейским обозначениям Бога -- Иегова, Яхве (Иахве). Но отсюда же и Ева -- прародительница наша. Но прародительница это начало, то есть пробуждение, толчок -- urge -- Юрга. Примечательно, что пробужденный (очнувшийся) на Востоке -- Будда от слова будить.

Баба Яга в славянских сказках еще бабка Яшка как ласкательно -- уважительное обращение. Но Яшка -- это еще и змея -- объект почитания на древней Руси. Яшка -- ящур. Отсюда возникает пращур -- как прародитель. Если матриархальное баба -- то прародительница. В мифологическом примитивизме -- пращуры это наши змееподобные предки. Легенды говорят также и о том, что пращуры ушли под землю. Это тоже важный момент. Но сначала проясним смысл пращур -- змей. Змей -- на Востоке Наг -- обозначение пластичного сознания, сущности человеческой и божественной. Йог, достигший определенных успехов в практике, то есть некоторого уровня развития сознания также называется Наг -- змей. Отсюда следует, что пращуры это достаточно развитые в духовном и интеллектуальном планах люди, принадлежащие к цивилизации высокого уровня. Знания, доступные им, позволили подготовиться, вероятно, к какой-то климатической суперкатастрофе. Отсюда настойчивые мифические напоминания о подземных убежищах и целых городах.

Яга (Йага) в более поздних вариантах, связанных с переходом к патриархальным отношениям, превращается в библейского Иакова. Иаков борется с богом и получает имя богоборец -- Израиль. Во время борьбы Бог повредил Иакову ногу (библейский Иаков якобы видел это во сне, но нога оказалась поврежденной наяву). Далее Бог "раскаялся" -- назвал Иакова Израилем и признал его сыном своим первородным, а сам принял смирение и покаяние. Ясно, что здесь речь не о конкретных людях, а о космологическом мифе Сотворения начал. Но примечательно, что в этом мифе об Иакове библия повторяет миф о праматери Еве. Обратите внимание на совпадение имен. Иаков -- Иева. Именно Ева -- змея (Наг, воплощение пассивного женского начала), змея -- искусительница предложила Адаму изведать до конца Яблоко с дерева познания Добра и Зла. Сама она лишь надкусила его. Яблоко здесь имеет, опять же, космологический смысл и выступает как первоформа всего сущего.

Вселенная имеет форму яблока -- яйца, но и все реальные формы в этом мире в своем совершенстве тяготеют к яблоку -- полярному тору. Практически все плоды -- это полярный тор: томат, арбуз и проч., голова человека, сердце, почки, так или иначе, подобны морфологически яблоку. Равно как и дитя, свернутый в утробе матери. Земные события удивительным образом повторяют космические. Но все святые писания сходятся в утверждении: что вверху, то и внизу.

Еще несколько слов об Иакове. Жесточайшие изменения климата вынуждают его, покинув родину, устремиться в Египет со всем своим многочисленным семейством. И шел он, вероятно, прихрамывая на поврежденную ногу. Но вспомните сказку: Баба Яга -- костяная нога. Травма-то, видно, была не пустяковой. Речь о протезе идет.

И еще одна деталь. Пращуры ушли под землю. За этим образом стоит двусмысленный сюжет. Либо Яшка со своими сородичами реально отсиживался какой-то срок в подземном убежище, либо, действительно, ушел под Землю, то есть практически на другую сторону планеты -- в другое полушарие. А, скорее всего, было и то и другое. Пережив собственно катастрофу, в виде сверхпохолодания, например, потом пришлось убираться от её последствий -- голода и т.п.

Легенда из писания о походе из Израиля в Египет от бескормицы малосостоятельна. Длительная засуха, например, коснулась бы в равной мере эти рядом стоящие территории. Совсем другое дело совершить бросок из Сибири в Египет. Собственно Египет-то и основан Бабой Ягой, после того как удалось вытеснить негров из долины Нила. Само название Египет явно змеиного происхождения. Йа га пет. А народ, изображенный на камнях египетских, явно не африканского происхождения. Однако этот поход был совершен задолго до исхода лопарей в Скандинавию. Вряд ли дело закончилось завоеванием Египта. Отряды воителей-крикунов (по-немецки крик -- война) осваивают северное побережье Средиземного моря и основывают колонии -- города с общим названием от того же слова крик -- Греция. Greece. Здесь обычная игра звонких и глухих согласных и известная инверсия к на с.

И вот профессиональный воин Одиссей совершает свой одиозный двадцатилетний поход, тщательно к нему подготовившись. Возможно, Одиссей бывал в Черном море, но вообразить, что этот поход для профессионала займет 20 лет довольно трудно. Греки-египтяне регулярно контролировали этот регион. И путешествия длились месяцы, но не годы. А здесь, взяв запас семян, через страну холода и мрака (Арктика), через страну мертвых (Лукоморье), долгий подъем на судах по реке (ну явно не Колхида) к золотым пескам (златая цепь). Узнаете куда ходил Одиссей? На прародину. В Юргу.

Кстати, рядом с Юргой, что стоит на Томи, на расстоянии дневного перехода к востоку находится поселок Яшкино. Можно всерьез не воспринимать. Ну поселился какой-то Яшка. От него и пошла деревня. Однако с топонимикой надо обращаться осторожно. Весь юг Сибири пестрит "китайскими" топонимами. То есть происходящими от силы -- энергии -- души -- воды: ка-ки. Китат, Кирек, Калтай и т.д. и т.п. Само название Сибирь тоже явно "речного" происхождения СибИРь. Из нее матушки на свет божий не только египтяне да лопари вышли. Многих родила она. Вспомним легендарных Обров, сябров (белорусы), сербов. В этих именах явно слышится Сибирь.

Яга -- Ева или Яга -- Иаков? В библии эти легенды явно одного смысла. А что говорят сказки? Баба Яга не всегда же была мудрой старухой. О юности этого персонажа сказок целый букет. Единственная проблема здесь в том, что в отличие от преданий о чудище косматом и беззубом, сохраняющихся в более-менее неизменном виде, сюжет о юной Еве очень привлекателен. И потому во все времена ретушировался по обстоятельствам момента. То есть букет, это результат осовременивания. Оставим в покое "совсем современные" версии о Золушке. Хотя почему? Во всех сказках Золушка, Златовласка, прекрасная Елена (или Евена?), или прекрасная Василиса (царица от базилевск, но это поздние производные, а мне вот хочется написать Евасилиса) борется со злой мачехой.

Узнаете космогонический миф о борьбе Люцифера -- сына божьего с отцом своим? Но есть существенные отличия. Если в последнем случае противостоят родные отец и сын, то мачеха это не родня вовсе. И заканчивается этот этап борьбы по-другому. Бог отец кается и смиряется, оставляя сына на верху иерархии. Но Золушку, как и Еву, изгоняют из Рая семейного, обрекая на скитания в чужих краях. Но и поселившись в отдаленном царстве наша героиня не находит покоя. Посылают ей черницу с яблоком, надкусивши которое принцесса погружается в летаргию (анабиоз?). Опять, как и в библейской легенде, здесь фигурирует яблоко надкушенное. Еще очень часто упоминается веретено, после укола которым (шприцем все-таки, а не веретеном) царевна засыпает.

Потом, однако, наступает чудесное исцеление и хеппи-энд. Сказка должна счастливо заканчиваться. Но вспомните хрустальный гроб (реанимация что-ли?), который говорит о серьезности причиненного вреда, как и в случае с Иаковом.

Кстати о поврежденной ноге. Если Иаков -- Израиль получил рану во сне (речь идет именно о легкой ране), если у Ахилла была какая-то проблема с пяткой, то мифы о бабе Яге совершенно конкретны: костяная нога. Очень интересны и свидетельства Вед, в седой древности которых трудно усомниться. "Божественные братья-близнецы Ашвины заменили ногу Вишпале, которую та потеряла в битве". На железную. То есть речь идет именно о протезе.

Кто такая Вишпала сказать (понять) трудно. Но в Ведах очень много превосходных эпитетов посвященных богине зари. Возможно в греческом аналоге мифов это Венера. К этому имени восходят топонимы Венеция, Вена и название народа их основавшего венды или венеды (вандалы -- завоеватели). Поляки и до сих пор говорят о женщине -- Ванда. Мне трудно здесь удержаться, чтобы не поставить впереди букву Е. Тогда все встает на место. С учетом потерянной огласовки "Йэ" мы вновь получаем Еву -- Ягу.

Однако в Ведах богиня зари имеет другое, многие десятки раз повторяемое, имя -- Ушас. Вспоминаем, что так (почти так) называется речка, впадающая в Томь и рассекающая надвое современный Томск. Примечательно, что Ушайка втекает в город именно со стороны зари -- восхода. Но восход в Ведах звучит "вьюшти" или "ви-юшти". И напротив Томска на левом берегу Томи до сих пор находится поселок Эушта. Корневое родство слов очень прозрачно.

Богиня зари Ушас самое заметное и любимое (по мнению Тилака) божество Вед. Понятие любое очень многозначно или, по крайней мере, неоднозначно. Божество это и образ, и конкретное существо, и природное явление, и т.д. Мы ведь до сих пор чад своих любимых зовем солнышками -- сыновьями. И любимых женщин тоже. Можно, конечно, все мгновенно опошлить, связав утреннее пробуждение (urge) с переполненным мочевым пузырем, его давлением на предстательную железу и генитальным возбуждением, препятствующим самопроизвольному мочеиспусканию. А что? Обычное дело. По утрам и хочется и можется. Хотя, если сходить помочиться, то может и перехотеться. Ужас!

Да ужас. От слова змей -- уж. Очень почитаемое животное. На Востоке до сих пор это самый лучший комплимент женщине. А у нас в языке произошла какая-то инверсия. Гадами стали змей звать. Хотя гад этимологически восходит к душе-духу. Тем не менее: у-у гадина, у-у змея подколодная. Впрочем, ничего удивительного здесь нет, если вспомнить о кошмарах первого и второго (по Папюсу) женских расколов -- попыток возврата к матриархату. И еще о современной ситуации во взаимоотношениях полов, феминизации и пр. очень напоминающих новую (очередную) попытку. Тут невольно вспоминается ужас эпохи друидесс и столетняя война, положившая конец царству Рама кошмаром долины Кашмир. Но кошмар (кощ -- сделка, соглашение, мар -- мир) это тот момент, от которого шел отсчет летоисчисления от сотворения мира. У некоторых народов и доныне идет. Это европейцам кто-то память подправил. В смысле -- кастрировал.

А с другой стороны. Ушас-змея ассоциируется с легендарными предками-пращурами-ящурами. То есть Веды повествуют о тех временах, когда наши хладнокровные (в смысле "пресмыкающиеся") предки передали эстафету "гуманизма" теплокровным своим формам -- млекопитающим в том числе. Долог век Человеческий!

Вернемся к имени. Судя по всему праматерь наша родилась прекрасным, но уродцем. По крайней мере для родителей и соплеменников. Она была (о ужас!) светловолосой. Золушка -- зола от сгоревших поленьев -- светлая. Златовласка. Неизменный эпитет прекрасная скорее ругательный в отличие от нынешнего смысла. Такие инверсии нередки. Например, польское Уродина (Урода) соответствует нашему Красавица. Здесь в слове прекрасная отражается физический облик негативного смысла, но вполне объективный. Красавица -- краса. Японцы, картавя, говорят по-русски вместо хорошо карасо. Может быть они более правильно говорят.

Ка -- мы уже знаем сила, душа, ра -- солнце, са -- струи, волосы, вода. То есть этот эпитет прекрасная указывает на солнечные (светлые) волосы. Имена Елена -- Евена и Василиса -- Евасилиса звучат как ругательство, а, возможно, именно ругательством по отношению к ребенку и являлись. Вспомним библейских добродушных детей Авеля и Иова. Транскрипция их имен в английском языке йебел и йоб = ёб, что по-русски однозначно воспринимается как мат. Отсюда же Иван = ибан. Хотя, впрочем, я сам был неоднократным свидетелем того, как любящие (искренне) родители обращались умиленно к чадам своим еще более вычурным матом. С лаской. Зато библейский Ка Ин (жестокий бессердечный убийца брата Авеля в борьбе за право первородства) имеет имя происходящее от слов сила и мужество.

Возможно, что кроме светлых волос у Евы были и другие физические "недостатки". Явно голубые глаза. И ребенок был хилый. Тут вот и с ногой какие-то проблемы, замалчиваемые в поздних повестях.

Как бы то ни было, но матери у нее не было. Умерла при родах? Или просто убили как исчадие зла -- уродства? Чтобы не рожала больше. Радикально так стерилизовали. Думали хилый ребенок сам помрет, пожалели. А она выжила. А сородичам (и мачехе тоже) неприятно встречать рыжую да голубоглазую. Вот у китайцев до сих пор примета осталась: встретить голубоглазого -- не к добру. Лучше пусть кошка через дорогу. Короче, кому нужна "ведьма" по соседству? Выгнали.

Но мир не без добрых людей. И там за лесами и горами приютили -- обогрели. Может просто повезло, что на "безрыбье" попала. Помните: семь братьев -- богатырей в сказках монашествовали. Ну что с того, что рыжая, голубоглазая. Да еще и с одной ногой. Помните у Пушкина "...русалка на ветвях сидит". Какая ни есть, а баба. И ласковая, и рукодельница, и хозяйственная. Мечта любого трезвомыслящего, по любви истосковавшегося. И нарожала она братьям кучу мальчишек. Проблем много было, но не нам ханжествовать по этому поводу. Подросли русые мальчишки. Пошло от них племя светлое. И стала Ева праматерью нашей. Нашей Расы.

Раса -- как обозначение этноса имеет, строго говоря, отношение только к белым людям. Еще уже к русоволосым и голубоглазым. Ибо означает солнечные волосы: Ра -- са. или русый, или русски. А когда до Средиземноморья добрались, то след не только египетский оставили. Этрусски, происходит, скорее всего, от хэтрусски. Хэт в современном английском языке не только шляпа, но еще и оболочка, верхний слой. Речь идет о белой коже. Русская кожа. Но оболочкой не только кожу называют, но вместилище души -- тело. Это уже религия. Тело -- душа. И в соответствии с этим учением называют себя народы. Хэтрусска. Здесь Хэт-русс-ка. Последнее ка означает душу -- силу. Название Египет, тоже вероятно, результат транскрипционной инверсии Йа-га-хэт или соединение (синтез) души (га) и тела.

Но название Хэтрусски свидетельствует и о другом. Изрядно намешав к своей "рыжеволосой" крови генов других племен, потомки Яги не всегда рождались "русскими". Появились и темноволосые и кареглазые. Но тело хотя и смуглело, а оставалось светлым. Поэтому второй (или первый) не религиозный смысл термина Хэтрусски -- русский телом, означало присоединение к Ра-се и всех семитских ветвей. А куда денешься? Братья.

И вот скромный результат моей любви к сказкам: все белые -- русские -- братья. Как бы кто ни артачился откреститься от этого родства. Вообще, эта затянувшаяся борьба за "право первородства" очень похожа на типичный конфликт отцов и детей. За скромным результатом всегда больше вопросов, чем ответов.

Вернемся к несусветной технической вооруженности нашей праматери. Что это? Сама что-ли такая умная была? Не исключено. Необычные дети иногда обладают наряду с "вызывающей" внешностью и недюжинным умом. Если ум -- это орган чувств, а такая точка зрения небезосновательна, то обострение чувств у отверженных детей вполне объясняет мудрость легендарных Рама и Ильи Муромца, обреченных с детства на неподвижность. И у того и у другого, согласно легендам, не работали ноги. Если Ум Евы был настолько силен, что она могла обеспечивать себя всем необходимым, то она и есть Будда, оставивший нам целостное Учение об устройстве мира. Не зря же она отведала тот запретный плод яблоко -- тор с дерева познания добра и зла. Её потомки в силу скудости ума разодрали Учение на части. Порою вполне бессмысленные по форме.

Взять ветхий завет. Не будем обсуждать содержание, там наряду с жизнеописанием отдельных людей есть и непреходящие ценности. Я о форме. Ну нет в библии учения о первоформе -- торе яблоке. Но поскольку это когда-то в Учении было и в памяти хранится, то сама библия у евреев должна быть в виде свитка. Свиток тоже одно из значений слова тор. И название Завета -- Тора тоже, конечно, служит ключом к зашифрованной памяти. У монголов Учение называется: священные арканы Таро. Очень прозрачно, арканы -- петли, из которых свит Тор. Учение о торе пращуры вместе с Йогой разнесли по всему миру, оставив нам россыпь религиозных топонимов: Тура, Тара, Тарск, Татарск, Турунтаево и др.

Сохранилось ли Учение в полном объеме и было ли вообще -- неизвестно. Но каждая секта, ухватив из Целого понятный фрагмент, руководствуется понятым и развивает его по своему разумению. Прости нас, Господи.

Но возможно Баба Яга просто принадлежала к высокоразвитой цивилизации. Или в её судьбу вмешались высшие цивилизации. Уж больно похоже происходящее с ней на медицинское вмешательство. Может "генная инженерия"?

Очень туманным остается вопрос о причинах исхода. С одной стороны понятно, что климат в Сибири суровый и хочется податься в благодатные края. В Индию, Палестину. Но там своих ртов много. Лишнего не имут. Вот если в результате какой-то сверхкатастрофы их там не станет, то на освободившиеся территории можно податься. Тогда почему они там, в благодатных краях вымерли, а эти здесь уцелели? Может потому, что привычны были к тому, что обрушилось? Если это, например, было сверхпохолодание. Да если они еще и знали о нем и заранее подготовились, то нет проблем. Все ясно.

Интересно с практической точки зрения, а не ждет ли нас что-нибудь подобное? Тут в газетах читаешь (тоже сказки): "за последнее десятилетие температура атмосферы увеличилась на столько же, сколько за все столетие. А за последнее столетие на столько же, сколько за все тысячелетие". Кто там, в средневековье с термометром бегал? Чушь! Это ж получается, что за 2001 год температура увеличится на столько, на сколько она увеличилась за последние десять лет? Сказка про белого бычка с геометрической прогрессией. К 2010 году мы должны свариться! Сказка Ложь, но в ней намек.

Туманный, туманный вопрос. Что там такое случилось с пращурами? Зачем "под землю" ушли? Кстати, туман явно родственно томи. Не в смысле воды, а в смысле темноты, тьмы. Темно, таинственно. Вот в личной беседе со мной один из староверов безответственно заявил, что раньше всю Западную Сибирь не Лукоморьем звали, а Обьтомьем. Наверное, потому, что в Обь много речек впадает. Я тогда не очень любопытный был, но знал, что Томь точно впадает в Обь. А значит, соединение их дает Обьтомье.

Спустя много лет у Шолохова в "Тихом Доне" встречаю: Обьдонье. А там-то, откуда Обь? Рек с корнем дн там действительно много: Дон, Дунай, Днестр, Днепр, Двина. А вот Оби нет. У этой приставки (а у нас она превратилась в название), видимо, какой-то иной смысл, нежели просто река. Обь -- двойной или об -- приставки соответствующей "объединению" чего-либо. Обнимать, обегать. Или "захвату" .... Вот слово область (или облоко). Локо. Лукоморье. Скорее всего, именно область (место) отражает эта приставка. Обьдонье и Обьтомье тогда означает место этих донов и томей, их бассейн. Но в полной ли мере это относится к рекам? Нет ли в этом иного смысла, подобно томь -- тьма, дон -- день? И что стоит за этим? Библия говорит: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

А в другой сказке (Калагия) читаю, что до Слова еще был период, когда у Бога было всего два качества: Тьма Бездны и Бездна Тьмы. Здесь "Томь" и "Дон" поставлены рядом. А "что вверху, то и внизу". Многозначительно. Неужели у нас в Сибири было темно, а у них на Дону светло. Это ж получается, что северный полюс должен был на время куда-то в Якутию "съездить" чтоб здесь ночь полярная наступила. Жуть! Опять, кстати, а насколько древние названия Якутия (Йакутия), Лена (Елена -- Евена), Эвенкия (Евенкия)? Я почему так смело меняю л на в? Когда я учился в техникуме Юргинском был у нас совершенно замечательный преподаватель по материаловедению по фамилии Смоткин. Так он упорно произносил в моей фамилии вместо л в. Вактюшин. Да и в других словах это делал. Обидеться на него было просто невозможно. Позже я встречал еще не раз в разговорах такие обратные подмены. Люди так слышат свое произношение. Ну нет у них музыкального слуха. Что сделаешь?

Интересна и древность названий Индигирка, Магадан. В ни слышится снова день. Большой день -- Магадан. В Индигирке еще и древнейший корень ирка -- опять Юрга? Звукоподражательные корн ур (ир) и са (су), а также их обращенные формы ру (ри) и ас (ус) чрезвычайно широко распространены по всему миру. Может быть за исключением Вьетнама. Со слухом у них проблема, наверное.

Поэтому Юргу можно отыскать где угодно. Я просто, как полагается мелкому кулику, свое болото хвалю. Ну родился я в Юрге на Томи!

Дочитавшему до этого места благодарность и просьба: не принимайте всерьез.

А кому поспорить хочется, -- не спешите. Люблю я сказки.

 

(Продолжение следует)

 


<- предыдущая часть оглавление



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz