Русский ИДИОТ | ПУБЛИЦИСТИКА | перепечатки |
СЕРГЕЙ ЧЕРНЫШЕВ |
ИДИОТИЗМ КАК ПРОФЕССИЯ И ПРИЗВАНИЕ1)
Плох тот дебил, который не мечтает стать идиотом.
(Афоразм)
1. Идиот как частное лицо
Начну с историко-этимологической справки.
ИДИОТ. Первоисточник
ИДИОТ. Заимствовано из немецкого языка в 20-х годах XVIII в. Первая словарная фиксация
ПАРАЦЕЛЬС. Материалистические, хотя и примитивные, взгляды Парацельса и его практическая деятельность не были свободны от средневековой мистики, религии. Создал учение об "архее"
ИДИОТИЯ. Тяжелая степень психического недоразвития... Больные вялы, малоподвижны. Реакции на внешнее у них отсутствуют (внешнее не привлекает внимания)... (Большая советская энциклопедия. Третье издание. Т. 10. М., 1972)
2. Запоздалый идиотизм Хантингтона
Что такое идиотизм в русской культуре? Кто такой идиот?
РЕПЛИКА: Князь Мышкин2).
Пожалуй. Идиот
Идиот
Наконец, идиот
(Правда, сейчас в этом вопросе вроде бы возникли некоторые подвижки. Так, в только что вышедшей в "Foreign Affairs" статье "Запад уникален, а вовсе не универсален" известный американский геополитик Хантингтон наводит тень на плетень в том плане, что, мол, Запад
Случается, нормальная и идиотская точки зрения на какое-то время совпадают. Но у общественного мнения есть такая особенность, что время от времени оно внезапно разворачивает на 180 градусов некоторые из своих парадигм. Идиот, как правило, за этими разворотами не поспевает. В частности, идиот
3. Неизбывность странного мира
Не хотелось бы, чтобы вы усматривали в моих определениях только скрытую иронию, поэтому попытаюсь очертить позицию "идиотизма" с разных сторон: как исследовательскую, нравственную и творческую.
Какова может быть исследовательская установка идиотизма? Конечно, можно занять позицию морального осуждения или интеллектуального превосходства, положить на предметное стеклышко микроскопа какого-то сотрудника правительства, занимающегося "макроэкономическим регулированием", и сказать: очень странно! Что это за личностный тип? Это человек, который берется играть в шахматы, но никогда в принципе не просчитывает второй ход, а первый ему всегда представляется очевидным и единственным ("Иного не дано"3)) А когда в результате он получает детский мат или теряет ферзя (и мы вместе с ним)
Позиция нравственного осуждения состоит в том, чтобы возопить: как эти люди вообще попали в администраторы? Позиция же, которую я называю идиотизмом, принципиально иная. Поскольку эти люди попали в администрацию, поскольку за ними или шло или идет заметное большинство населения, то их способ деятельности является общепринятым, приличным, признанным, и уже в силу этого заслуживает крайне серьезного к себе отношения. Прежде чем махать руками и осуждать кого-то другого, нужно понять, почему я не такой. В этом смысле профессиональный идиотизм идет гораздо дальше, чем профессиональная позиция врача-психиатра, который относится к больному с уважением, надеется, что тот после выздоровления станет не менее нормальным, чем сам врач, и уже в силу этого не может на него обижаться, показывать пальцем и говорить: "Ты ненормальный". Идиотизм
Поэтому исследовательская программа идиотизма состоит в том, чтобы к подобным вещам, которые здравому смыслу студентов (а ведь они еще не успели расстаться с идиотизмом молодости) кажутся странными и безумными, относиться серьезно, с пониманием, что они не подлежат ни осуждению, ни осмеянию, ни сочувствию, но лишь беспристрастному, внимательному исследованию.
4. Любовь
Ну почему, например, большинство наших сограждан, которые при обсуждении и принятии решения о "шоковой терапии" не могли не видеть, что на их интересы наезжает асфальтовый каток, вели себя крайне пассивно? Было довольно очевидно, что последствия для них, для их социального статуса, самоопределения, работы, зарплаты, уровня жизни будут крайне печальны, но они хранили гордое терпенье. А потом вдруг принялись горько жаловаться на жизнь, обижаться и стучать по кастрюлям. То, что я сказал поначалу в адрес правительственных чиновников, можно ведь с тем же успехом адресовать и нам, российским обывателям. Почему обыватели на Западе создают структуры гражданского общества? Они формулируют свои интересы, кого-то уполномочивают их защищать, всерьез участвуют в обсуждении экономических программ, бюджетов и социальных последствий их принятия. Почему же большинство наших граждан ведут себя кротко, тихо, позволяют делать с ними все что угодно, как марсианский ящер мимикродонт4), а потом в какой-то момент вдруг начинают биться в падучей и устраивать голодные забастовки? То есть на выходе либо ноль, либо бесконечность, а весь промежуточный спектр реакций начисто отсутствует.
ВОПРОС. Но ведь не факт, что они сами к этому пришли. Может быть, кто-то их к этому подталкивал? Сами они не стали бы так резко...
ОТВЕТ. Может быть, не знаю. Но я говорю совсем о другом. Когда вы подталкиваете тяжелый инертный вагон, он сначала стоит, потом чуть-чуть сдвигается, затем тихонечко начинает разгоняться и т.д. А наш российский вагон сначала стоит насмерть, как двадцать восемь панфиловцев, потом внезапно срывается с места и с безумной скоростью устремляется вперед, круша все на своем пути... Повторяю: речь не о том, чтобы осудить или похихикать. Перед нами в высшей степени серьезный феномен. Позиция исследовательского идиотизма состоит в том, что его нужно изучать, исходя прежде всего из презумпции собственной неправильности, идиотичности и виновности уже хотя бы потому, что изучаемое
Вообще статус "здравого смысла" должен быть специально определен. Пусть даже идиот считает, что описанная ситуация противоречит его здравому смыслу. Но в роли исследователя он должен исходить из того, что все нормально. Соответственно, нравственный идиотизм состоит в том, что не нужно спешить с осуждениями, наклейкой ярлыков, не надо посылать здоровое большинство к психиатру.
Исследовательский идиотизм
Нормальный русский идиот не станет зря стебаться или косить под дурачка, не поспешит впасть в пафос осуждений, а будет со всей серьезностью, с уважением и даже любовью творчески вглядываться в черты нашей жизни, которые могут показаться стороннему глазу идиотскими.
5. Друзей моих прекрасные черты
Опишу еще несколько характерных свойств идиота.
Идиот доверчив. Человеку, находящемуся в модусе идиотизма, говорят, например, что некое мероприятие состоится в аудитории № 509. Он приходит туда и никого там, само собой, не обнаруживает. Через неделю ему опять сообщают, что важная встреча состоится там-то и тогда-то, он опять приходит и, естественно, оказывается в гордом одиночестве. Но сколько бы раз его ни обманывали, он по-прежнему будет верить. Он исходит из того, что нужно верить человеку, когда тот дает честное слово, назначает свидание, обязуется уплатить деньги или берет на себя какую-то часть работы по совместному проекту. Идиотизм данной позиции в том, что абсолютному большинству наших граждан доверчивость не свойственна.
Идиот непрактичен. В стихотворении Арсения Тарковского "Румпельштильцхен"5) карлик, которого обманула королева, от огорчения "прыгнул
В повести "Кальдера Россия" ("Иное", т. III)6) я привожу для характеристики своего героя известную цитату из Пастернака: "Но пораженья от победы ты сам не должен отличать"7). Нет, вы только представьте себе идиота, который не в состоянии отличить пораженья от победы! Играешь с ним в шахматы или в карты, а он не понимает, победил или проиграл. Так не берись тогда за фишки! Это
Идиот нерасторопен. Известен анекдот-притча о банане и прапорщике. Группа психологов анализирует менталитет прапорщика с помощью тестов. Ему предлагается подумать, как достать банан, подвешенный на высоком дубе, и при этом дается набор инструментов (среди них стремянка и короткие шесты, которые можно вставлять один в другой). Прапорщик, не задумываясь, подбегает к дубу и начинает ожесточенно его трясти, приговаривая: "Хрена ж тут думать?! Трясти надо"! Это типичное поведение нормального человека: он оперативно реагирует, ведет себя адекватным и конструктивным образом и, если будет трясти достаточно энергично, возможно, уронит дуб вместе с бананом. А идиот в этой ситуации приступает к странным затяжным манипуляциям: внимательно вертит лестницу, рассматривает шесты с разных сторон и не обращает никакого внимания на банан.
Идиот подвержен коллективизму. В нашей истории неоднократно имели место случаи массового идиотизма. К таковым, например, можно отнести движение "возвращенцев" 20
6. Идиотизм как норма
Теперь, приведя все эти примеры, я хочу поточнее определить, чем отличается идиотизм от нормальности. Идиот в русской культуре
В отличие от нормальных людей, которые считают нормой социальное (форму деятельности, систему взглядов, профориентацию, стиль одежды и пр.), для идиота нормой является нечто трансцендентное. В его жизни есть должное
Идиот, конечно же, понимает это (я говорю о культурных, образованных идиотах). С точки зрения идиота, деятельность наших политиков и предпринимателей
ВОПРОС. Разве не может идея идиота, взятая с потолка, стать будущей нормой? Например, фантазии модельеров одежды ею становятся.
ОТВЕТ. Конечно, может быть и так, и не так, что во многом зависит от концентрации идиотов в обществе и последовательности их поведения. Ведь норма, опирающаяся на некоторые эйдосы (а эйдосы
В студенческие годы мы с приятелем обсуждали, что такое сильная личность. Он полагал, что сильная личность
В ответ я привел следующий пример. Из школьной физики известно броуновское движение
Но если наложить внешнее электрическое поле, выяснится, что среди частиц есть заряженные и незаряженные. И хотя заряженные частицы очень легкие и после каждого удара отскакивают почти назад, под воздействием внешнего поля они через все соударения упорно прокладывают себе дорогу в одну сторону. А могучие, но незаряженные частицы, при каждом ударе побеждая пусть даже на 99,9 %, все же на долю процента отклоняются от прежнего пути в случайном направлении, все равно описывают броуновский зигзаг и в конечном счете не движутся никуда.
Человек, находящийся в поле некоторой идеи, укорененной в культуре, аналогичен заряженной частице
7. Идеализм идиотизма
Позиция идиотизма преимущественно связана с одним из трех пространств самоопределения. В каждом из них мы так или иначе находимся.
Есть три сферы самоопределения
Первая
Каждый человек, во-вторых, связан с природой и испытывает некоторые аффекты, которые не дают забыть о его естестве: страх, боль, разнообразные формы удовлетворения (пищевого, сексуального и пр.),
Но есть иное, третье пространство
Можно проследить влияние на нас трех указанных сфер на примере пословиц и поговорок. Есть пословицы, которые отражают наше природное естество. Например: "Человек человеку
Есть социальные пословицы типа "На миру и смерть красна", "На чужой роток не накинешь платок", "От людей на деревне не спрятаться".
А есть пословицы и поговорки
Идеальные нормы имеют свой голос в процессе самоопределения каждого человека, но только идиот ставит их на первое место.
Крестный отец европейского идиотизма Парацельс, разработавший учение о "главенстве духовного принципа", был типичным идиотом.
8. Реакции на внешнее отсутствуют
Теперь я хотел бы сформулировать,
Собственно, по мнению идиота, ничего содержательного не происходит. Отсутствует содержание, которое могло бы стать предпосылкой каких-либо сознательных реформ. Конкретно это выражается в том, что не были сформулированы ни центральная проблема, с коей столкнулось и о которую расшиблось наше общество на рубеже 70
Если окарикатурить данную позицию и наложить ее на наши исторические реалии, это выглядит следующим образом.
1985-87 гг. Прошел победоносный пленум ЦК КПСС. В стране перестройка, ускорение, хотя, правда, не наступила гласность, а у идиота с его оппонентом из числа нормальных происходит следующий диалог. Идиот спрашивает:
Далее наступает гласность, в газетах печатают все, что можно. С Запада возвращаются диссиденты. Массовый взрыв активности. Формируются первые объединения и партии. Идут демократические митинги. Вокруг все кипит. Идиот опять спрашивает:
Потом наступает 1991-й. Проклятые силы партократии пытаются остановить победоносный ход демократизации. Они сметены бурей народного гнева, готовятся новые перемены. Россия становится свободной, СССР отменятся, его части разбегаются в разные стороны и образуют 15 новых государств, а идиот опять за свое:
Наконец приходит правительство реформаторов
И, наконец, когда все уже к этому привыкли, когда идиот устает задавать свой идиотский вопрос, когда 11 лет судьбоносных реформ позади, внезапно возникает странная мода
Воистину, "внешнее не привлекает их внимания" (БСЭ).
9. Сбылась ли мечта идиота
Казалось бы, в связи с тем, что мы читаем и наблюдаем, идиотизму описанного типа пришел конец. И действительно, если десяток лет назад редкие вопли о том, куда мы идем, откуда и зачем, были чистой воды идиотизмом, то сейчас это у нас (как всегда, с суворовской внезапностью) превратилось в государственную политику. Поступил социальный заказ с самого высокого уровня, и вот уже осталось ждать всего несколько месяцев до того, как профессиональное сообщество политологов, социологов и философов представит на суд начальства национальную идею. И вроде бы стало общепризнанным, что мы без этой идеи жить не можем. Те же самые люди, которые стояли на позициях здравого смысла, т.е. полностью отрицали необходимость идеологии, смеялись над ней и говорили, что надо выйти на магистральный общечеловеческий путь, теперь сидят на госдачах и с остервенением занимаются национальной идеей. Тогда получается, что идиотизм погиб, поскольку его позиция совпала с официальной, а князя Мышкина вот-вот востребуют в администрацию президента.
Обидели юродивого. Отняли копеечку.
Но копеечка-то цела. Повсеместно грянувшие национально-идеологические разборки с идиотской точки зрения бессодержательны. Они вполне содержательны для нормальных людей: политологов, конфликтологов, социальных психологов, для тех, кто изучает дрейф политических позиций, чьи локаторы улавливают сдвиги политической конъюнктуры. Они представляют практический интерес с точки зрения рынка фиктивного капитала, точнее, его проекции на мир идей.
Вы знаете, надеюсь, что рынок фиктивного капитала может быть источником колоссальных доходов, при том что обращающиеся на нем бумаги зачастую не имеют никакого товарного и денежного содержания. Аналогично, как только провозглашен официальный спрос на национальную идею, под это дело молниеносно организуется рынок, где подвизается много групп, проводятся мероприятия, издаются книги и печатаются статьи; одним словом, наблюдается бурное обращение неких знаков, не имеющих ровно никакого товарного (т.е. в данном случае
Примером действия подобных механизмов служат прошедшие президентские выборы. В феврале прошлого года по всем опросам наш президент имел 5% поддержки голосующего населения и у него не было никаких шансов быть переизбранным, тогда как спустя четыре месяца эта цифра возросла в десять раз
Точно так же в сфере "поиска национальной идеи" сейчас работают современные технологии, которые безусловно серьезны. С моей точки зрения, все это не идиотично, а вполне истеблишментарно. Система работает как и работала. Поскольку прошел конъюнктурный слух, что товар X (неважно что
В этом есть все, что угодно,
10. Идиотизм русского убожества
Впрочем, такие вещи как "сужение пространства свободы воли" беспокоят только идиотов. Свобода воли не значится ни среди природных норм, ни среди социальных. Это
Круто? Но тут уж начинаются проблемы с русским языком, точнее
ИДИОТ. Малоумный, [...] убогий, юродивый.
ЮРОДИВЫЙ. Безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми.
ВОЛЯ. Данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках. Творческая деятельность разума. Своя воля царя боле. У человека воля, у животного побудка. Желание, стремление, хотение, [...] вся нравственная половина человеческого духа.
ИДИОТИЗМ. Особенность склада, оборота речи, языка, наречия, местного говора.
(В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.)
Как видим, "свобода воли" на русском языке не что иное, как масло масляное. Вольному воля, спасенному рай. А спасение юродивых
Приложение
НАСТУПЛЕНИЕ НА ГРАБЛИ
Заметки наблюдателя
Жизнь берет свое, а зазеваетесь
Ну, представьте:
Но осенью. И голосом Кобзона.
* * *
Великолепное праздничное шествие, наблюдаемое из родного М.Гнездниковского, походило разом на американские шоу-парады, бразильские карнавалы и домашние задания КВНов. Но было в нем и нечто самобытное: шествие
Очередная судорога шествия поднесла к нам на привал группу участников, представляющих южного субъекта федерации. Горячие танцоры в папахах стоять не могли и под звуки зурны и бубна пустились было в пляс, зажигая, наконец, и публику. Но тут от Долгорукого грянули всезаглушающие мегаваттные балалайки, и сиплый голос простонал о золотых куполах и повальном российском православии...
* * *
Дракон-Горыныч из-под кремлевской стены рыгал всамделишным пламенем. А блеклого Георгия, поражающего змия, показали понарошку, через диапроектор.
* * *
В начале одиннадцатого вечера, уходя с работы, я вновь очутился на Тверской. Толпы участников гуляний, переговариваясь по-будничному негромко, катились вниз, к центру. Тысячи ног шуршали и шаркали, по щиколотку зарываясь в бытовой мусор, шелушащийся на проезжей части. Не слышно было музыки, не видно фейерверков. Магазины не работали, витрины светились тускло. Одиночки, с трудом продвигаясь галсами против этого течения, ощущали себя свидетелями экранизации одной из повестей Стругацких. Где-то там, в направлении Манежа таился могучий магнит, и людская масса, все уплотняясь, влеклась и стягивалась к невидимому центру.
Тут не обойтись без восклицания. О, этот всемогущий Центр! Находясь в России, мы в каждой ее точке загривком ощущаем чеховский императив: в Москву, в Москву! Счастливо оказавшись внутри МКАД, вдруг обнаруживаем себя в буреломе Лосиного острова или на пустыре "полей аэрации", и уже кишки звенят, как эоловы струны: в Центр, в Центр!! И от Садового
При такой сверхчеловеческой концентрации массы людских тел, умов, сердец и душ, при такой неодолимой гравитации
И там, куда летал кузнец Вакула за черевичками аж из СНГ, там-то, на Валдае, сидит некто всевластный и всевидящий, ум-честь-совесть народная, и думу думает великую, обо всех нас и о каждом в отдельности. Государь-батюшка, Отец то ли народов, то ли русской демократии, наше всё. Разработчики рекламы, сукины дети, и это учли. Котэкс думает о вас.
* * *
Что он Диане, что ему Диана!
Европа скорбит
Так сказано же было
Как пояснил обозреватель НТВ, "Мать Тереза умерла, не пережив смерти принцессы".
* * *
По Москве развешаны флаги несуществующего государства. Экстренные меры по спасению чести Государственного флага России пришлось предпринимать в считанные часы до начала празднования 850-летия столицы. Выяснилось, что многие флаги, украшающие Москву в эти дни, развешаны... вверх тормашками. Даже в первый день празднования флаги-перевертыши были замечены на Старом Арбате, улицах Руставели, Гончарова и в других местах. ("Московский Комсомолец", 06.09.97).
Так ведь кто ж их разберет? То белые сверху, то опять красные. Голубые теперь вместо зеленых.
И ныне, когда в кадре бондарчуковской "Войны и мира" стройные шеренги чудо-богатырей под сине-бело-красным полотнищем атакуют кривоногих недомерков, предводительствуемых лицом кавказской национальности11)
* * *
Обращаясь к гостям, Патриарх Алексий II отметил, что открытие территории храма является "выдающимся событием, знаменующим обретение Россией дороги к Храму". ("Восточный округ", сентябрь 1997 г., № 5)
Обрели ее, правда, не все, а лишь те, коим чудесно ниспосланы были пригласительные билеты. Много оглашенных, мало приглашенных. И сии праведники, пришед, обрели мощь сводного хорооркестра им. Ростроповича.
А всем прочим задали Жарру.
* * *
Время разбрасывать камни, и время собирать кости. Судьбоносные вопросы, с коими Гласность-Перестройка обратилась к Судьбе-Индейке, рассмотрены в инстанции и один за другим получают положительное разрешение.
Поздно спрашивать. Рыночная демократия подсказывает вопрос переиначить: сколько это стоит?
1 Введение в курс лекций С. Чернышева "Идеология корпоративного управления и предпринимательства", прочитано в Высшей школе экономики, март 1997 г.
2 Достоевский Ф.М. Идиот. // Собрание сочинений в 15 т. - Т. 6 Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988
3 Иного не дано. Сборник. М.: Прогресс, 1988.
4 Стругацкий А, Стругацкий Б. Стажеры. // Собрание сочинений Т.1, М.: Текст, 1991.
5 Тарковский А. Румпельштильцхен.//Стихотворения. М.: Художественная литература, 1974, с. 228.
6 Чернышев С. Б. Кальдера Россия.//Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Т. 3, с. 477-542.
7 Пастернак Б. Л. Быть знаменитым некрасиво. // Избранное. М.: Художественная литература.1985, Т. 1, с. 424.
8 Смена вех. Сборник статей Ю.В. Ключникова, Н.В. Устрялова, С.С. Лукьянова, А.В. Бобрищева-Пушкина и др. Прага, 1921.
9 Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. // Собрание сочинений, Т. 4, М.: Текст,1991
10 Соловьев В. С. Чтения о богочеловечстве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. М.: Харвест, 1999.
11 Багратион (прим. автора)
Примечания:
1/1 Введение в курс лекций С. Чернышева "Идеология корпоративного управления и предпринимательства", прочитано в Высшей школе экономики, март 1997 г.
2/2 Достоевский Ф.М. Идиот. // Собрание сочинений в 15 т. - Т. 6 Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988
3/3 Иного не дано. Сборник. М.: Прогресс, 1988.
4/4 Стругацкий А, Стругацкий Б. Стажеры. // Собрание сочинений Т.1, М.: Текст, 1991.
5/5 Тарковский А. Румпельштильцхен.//Стихотворения. М.: Художественная литература, 1974, с. 228.
6/6 Чернышев С. Б. Кальдера Россия.//Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Т. 3, с. 477-542.
7/7 Пастернак Б. Л. Быть знаменитым некрасиво. // Избранное. М.: Художественная литература.1985, Т. 1, с. 424.
8/8 Смена вех. Сборник статей Ю.В. Ключникова, Н.В. Устрялова, С.С. Лукьянова, А.В. Бобрищева-Пушкина и др. Прага, 1921.
9/9 Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. // Собрание сочинений, Т. 4, М.: Текст,1991
10/10 Соловьев В. С. Чтения о богочеловечстве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. М.: Харвест, 1999.
11/11 Багратион (прим. автора)