![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
Олег Вите
Творческое наследие Б.Ф.Поршнева
и его современное значение 1
Оглавление
- VI. Психологические науки
- 1. Физиологический фундамент психических процессов
- 2. Социальная психология
- 3. Психиатрия
- 4. Психоанализ
- VII. Культурология
- 1. Этика и эстетика
- 2. Религия
- 3. Первобытная экономическая культура
Лет десять назад один пожилой ленинградский физиолог в частной беседе объяснил сложившуюся ситуацию следующим образом: современными физиологами признается только то, что является результатом использования микроскопа, скальпеля, химического анализа и т.п. Все остальное - "философия".
Тем не менее, рискну высказать уверенность, что потребность физиологов в "философии" в духе Павлова, Ухтомского и Поршнева исчезла не навсегда. Она еще вернется.
VI. Психологические наукиПсихология - одна из двух, наряду с историей, наук, в которых сегодня авторитет Поршнева достаточно высок. Собственно, он и считал себя, прежде всего, палеопсихологом, то есть исследователем наиболее древних психических и даже предпсихических процессов.
1. Физиологический фундамент психических процессовВажнейшим результатом исследований Поршнева, имеющих отношение к психологии, следует признать реконструкцию физиологического фундамента психических процессов. Отчасти об этом уже шла речь выше.
Анализ дальнейшей трансформации суггестии в речь-мышление привел Поршнева к постановке целого ряда ключевых проблем и разработке некоторых "реконструкционных" гипотез 83. Эти проблемы лежат на стыке физиологии, психологии, лингвистики и даже экономики: если слово "в начале" было принуждением, если первичная функция речи - прагматическая, то каким образом такое слово могло обзавестись "смыслом", "значением"?
Реконструкция процесса "вторжения вещей" 84 в речь, состоявшую при своем возникновении исключительно из "приказов", "повелений", то есть суггестии, возникновения между "словами" и "вещами" семантических отношений, требует столь же серьезного и глубокого нейрофизиологического обоснования, как и переход от интердикции к суггестии. И Поршнев предлагает "рабочую схему" такой реконструкции, в которой ключевую роль играет понятие дипластии. Позволю себе ограничиться лишь констатацией того, что эта "рабочая схема" опубликована 85. Попытка даже краткого изложения этой темы займет слишком много места и вынудит меня вторгаться в наименее знакомые мне направления научных исследований. Остановлюсь лишь на понятии "дипластия":
"Дипластия - это неврологический, или психический, присущий только человеку феномен отождествления двух элементов, которые одновременно абсолютно исключают друг друга. На языке физиологии высшей нервной деятельности это затянутая, стабилизированная ситуация "сшибки" двух противоположных нервных процессов, то есть возбуждения и торможения. При "сшибке" у животных они после нервного срыва обязательно снова разводятся, а здесь остаются как бы внутри скобок суггестивного акта" 86.
Другими словами, суггестия как инструмент дистантного воздействия навязывает "сшибку" торможения и возбуждения в отличие от интердикции, которая способна вызвать лишь их инверсию.
Дипластия, по Поршневу, - необходимейший элемент генезиса второй сигнальной системы, речи-мышления и собственно психических процессов. Поэтому и недопустимо, по мнению Поршнева, употреблять термин "психика" по отношению к животным. Предложенную схему реконструкции генезиса психических процессов он подкрепил обобщением имеющихся филогенетических и онтогенетических данных, то есть этнографических сведений о наиболее примитивных племенах, с одной стороны, и сведений о начальных ступенях развития ребенка, с другой. Все эти данные подтверждают фундаментальное значение дипластии как исходного пункта речи-мышления.
Значение дипластии для психологии двояко.
- С точки зрения логики, дипластия - это абсурд. Признание ее исходным пунктом развития речи-мышления приводит к выводу о втором (наряду с систематическим умерщвлением себе подобных) фундаментальном отличии неоантропа (то есть человека) от остальных животных: люди - единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление являются результатом длительного и сложного процесса превращения абсурда в свою противоположность, результатом "дезабсурдизации абсурда" 87, "растаскивания" дипластии 88.
- С точки зрения физиологических процессов, дипластия - это эмоция. Дипластия как навязанная "сшибка" возбуждения и торможения вызывает "потрясение". Именно из этого исходного "потрясения" и выросли все человеческие эмоции, а потому:
"В строгом научном смысле у животных нет эмоций. Просто у них в качестве неадекватного рефлекса (следовательно, тормозной доминанты) нередко фигурируют подкорковые комплексы, являющиеся по природе более или менее хаотичными, разлитыми, мало концентрированными, вовлекающими те или иные группы вегетативных компонентов. Это люди, наблюдатели, по аналогии с собой трактуют их как эмоции. Такой взгляд, отрицающий явление эмоций у животных, необходим, если мы, с другой стороны, восходя к истоку эмоций у человека, обнаруживаем у него вначале не "эмоции" во множественном числе, но единую универсальную эмоцию. Лишь с развитием неоантропов эмоция подыскивает "резоны" и соответственно разветвляется: эмоции поляризуются на положительные и отрицательные, расчленяются по модальности, наконец, получают детальную нюансировку" 89.
Соответственно, эмоции генетически древнее, чем разум (логика), и в поведении человека первичны. "Поляризация" эмоций также достаточно древнее явление, относящееся к периоду, когда уже вполне развитая суггестия вызвала к жизни контрсуггестию, контрконтрсуггестию и, соответственно, их бурное самостоятельное развитие. Но здесь мы вступаем в сферу социальной психологии.
2. Социальная психологияСтатьи Поршнева по социальной психологии были одними из самых первых в СССР. Точно так же, как и его монография, в которой он предельно популярным языком систематически и с единой точки зрения изложил основные проблемы этой науки 90. Хотя поршневские работы в области социальной психологии достаточно хорошо известны в России, его концепция отнюдь не стала общепризнанной. Не претендуя даже на краткий пересказ поршневской социальной психологии, остановлюсь лишь на ее нескольких важных, на мой взгляд, аспектах.
В рамках этой концепции "ядром" или "элементарной клеточкой" социально-психологических процессов определяется оппозиция "мы - они":
"Поистине социальная психология становится наукой лишь с того момента, когда на место исходного психического явления ставят не "я и ты", а "мы и они" или "они и мы", на место отношений двух личностей - отношения двух общностей." 91
"Для того чтобы появилось субъективное "мы", требовалось повстречаться и обособиться с какими-то "они". Иначе говоря, если рассматривать вопрос в субъективной психологической плоскости, "они" еще первичнее, чем "мы". Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о "них". [...] "Они" - это не "не мы", а наоборот: "мы" - это "не они". Только ощущение, что есть "они", рождает желание самоопределиться по отношению к "ним", обособиться от "них" в качестве "мы"" 92.
Зарождение оппозиции "мы - они" восходит ко времени распространения в среде неоантропов практики использования тех специфических механизмов воздействия друг на друга, которые перед этим сложились в их отношениях с палеоантропами. Осознание себя в качестве общности ("мы") формируется, по Поршневу, в процессе негативного взаимодействия с "ними", в конечном счете, с палеоантропами. Такое отталкивание, будучи перенесенным внутрь самих неоантропов, и порождает множество оппозиций "мы - они", каждая из которых основана на исходном взаимном "подозрении", что "они" - не вполне люди, кое в чем скорее палеоантропы:
"Любопытно подчеркнуть, что в первобытном обществе "мы" - это всегда "люди" в прямом смысле слова, то есть люди вообще, тогда как "они" - не совсем "люди". Самоназвание множества племен и народов в переводе означает просто "люди". [...] Это не просто осознание реальной взаимосвязи, повседневного сцепления известного числа индивидов. Так кажется лишь на первый взгляд. На деле это осознание достигается лишь через антитезу, через контраст: "мы" - это те, которые не "они"; те, которые не "они", это - истинные люди" 93.
Именно цепи этих оппозиций и были той первичной связью человечества как единого целого, о которых говорилось выше в разделе Исторические науки.
В процессе человеческой истории развитие этой исходной оппозиции приводит к формированию гигантской сети отчасти взаимопересекающихся, отчасти поглощающих друг друга различных общностей "мы", каждая из которых осознает себя в качестве таковой, противопоставляя себя некоему "они".
Исходя из своего анализа нейросигнального взаимодействия в эпоху дивергенции, Поршнев подчеркивает, что обособление от "они" является механизмом ограничения суггестии исключительно пределами "мы":
""Мы" формируется путем взаимного уподобления людей, то есть действия механизмов подражания и заражения, а "они" - путем лимитирования этих механизмов, путем запрета чему-то подражать или отказа человека в подчинении подражанию, навязанному природой и средой" 94.
Поршнев обращает внимание на специфический механизм самозащиты существующей общности "мы" - настороженное выискивание таких "они", которые словно бы не видны на первый взгляд:
"Этот психический механизм служит постоянным критическим зондажем в своем собственном "мы": а нет ли в нем притаившихся, замаскированных под "нас" элементов, которые, в действительности, являются не "нами", следовательно "ими". Трудно переоценить роль этой неустанной и неусыпной рекогносцировки. Естественно, что она тем более напряженна и интенсивна, чем более замаскированными представляются эти не принадлежащие к "мы" элементы. Соответственно, враждебность и отчужденность встречаются не только к отдаленным культурам или общностям, но и к наиболее близким, к почти тождественным "нашей" культуре. Может быть, даже в отношении этих предполагаемых замаскированных "они" социально-психологическая оппозиция "мы и они" особенно остра и активна" 95.
Описанный Поршневым механизм позволяет многое понять в той "естественности", с которой в 30-е годы в СССР была внедрена атмосфера всеобщей подозрительности. Ниже в разделе Политические науки будут подробно рассмотрены и некоторые другие результаты поршневских исследований, позволяющие понять в целом важнейшие идеологические "особенности" устройства советского общества.
Формирование в среде неоантропов отношений "мы - они" и было той почвой, на которой происходила поляризация единой в исходном пункте эмоции: то, что соответствует "нам", вызывает положительную эмоцию, то, что соответствует "им", - отрицательную. Положительная эмоция снимает фильтр недоверия к слову (к суггестии) другого человека, то есть ослабляет контрсуггестию, отрицательная, наоборот, усиливает ее 96. Таким образом, уже в ходе первичной поляризации единая прежде эмоция разделилась на две, играющих противоположные роли - контрсуггестии и контрконтрсуггестии. Поршнев замечает по этому поводу:
"С физиологической точки зрения, эмотивные реакции связаны с вегетативными и секреторными сдвигами. В головном мозге ими ведают, в основном, подкорковые отделы. Это говорит о том, что данная группа контрсуггестивных явлений служит как бы попыткой коры головного мозга бросить в бой против суггестии глубокие резервы - эволюционно древние образования в центральной нервной системе. Но тем самым оправдан, вероятно, прогноз, что это направление контрсуггестии не слишком продуктивно" 97.
В целом, развитие всего тройственного комплекса "суггестия - контрсуггестия - контрконтрсуггестия" оказывается практически "бесконечным", ибо никакая контрсуггестия "не уничтожает суггестию, а лишь загоняет ее в узкие, жесткие ограничения" 98, а значит - обречена на новые и новые попытки дальнейшего усовершенствования.
Наконец, интериоризация оппозиции "мы - они", интериоризация всего тройственного комплекса "суггестия - контрсуггестия - контрконтрсуггестия", то есть интериоризация внешней речи, порождает внутренний диалог и вообще внутренний мир человека. Поршнев подробно анализирует, как развивались и усложнялись общности, как параллельно с этим выделялась и развивалась личность со своим внутренним миром. Он подчеркивает роль оппозиции "мы - они" в таком сугубо индивидуальном явлении, как самооценка личности:
"Без какой-то самооценки не бывает личности: еще нет личности, пока нет вопроса "кто я?" Себя соотносят с кем-то вне себя - существующим или мнимым. Человек как бы смотрит на свои поступки и помыслы в зеркало. Он или узнает в нем то "мы", к которому отнес себя, или с ужасом обнаруживает в зеркале "они". Вне этого постоянного сопоставления себя с чем-то, себе нетождественным, с образами разных человеческих общностей - нет и личности. Что же первичнее?" 99.
Отсюда решительный вывод Поршнева о первичности социальной психологии по отношению к психологии личности. Обоснование этой первичности является, на мой взгляд, едва ли не важнейшим вкладом Поршнева в психологическую науку. Но и в формулировке такого вывода Поршнев проявляет предельную осторожность:
"Психологическая наука сегодня еще не готова дать окончательный ответ на этот дискуссионный вопрос. Но некоторые распространенные представления, мешающие поиску, можно устранить с надежным фактическим обоснованием" 100.
Поршнев полностью отдавал себе отчет в фундаментальном значении для социальной психологии своих открытий. Не называя себя, он именно о своем вкладе в эту науку пишет:
"Сейчас, в частности, благодаря прогрессу социальной психологии мы все лучше знаем, что любая общность людей строится по принципу "они и мы", то есть является одновременно отношением между общностями" 101.
3. Психиатрия"Несмотря на бурное развитие генетики", - пишет Поршнев, - "еще почти никто не подошел с позиции антропогенеза к материалу психиатрии" 102. Собственные исследования в области антропогенеза позволили ему восполнить этот пробел и предложить надежное обоснование эволюционной (филогенетической) природы психических болезней человека. Сравнивая симптомы болезней, проявляющихся как в повышенной, так и в пониженной активности, Поршнев обнаруживает и у тех, и у других общую основу:
"Что же объединяет все эти разные явления? Только то, что и повышенная, и пониженная активность делают человека в той или иной мере неконтактным и асоциабильным. Это значит, что окружающие не могут в должной мере влиять на его поведение. [...] Неконтактность - это и есть броня, закрывающая психотика от внушения окружающих. Неконтактность тождественна невнушаемости. [...] Оба противоположных фильтра схожи, так как в равной мере не пропускают тех же самых воздействий внушения: один - неукротимость, другой - недоступность. Иными словами, оба характеризуются неполной проницаемостью или даже непроницаемостью для специальных антропических раздражителей" 103.
Сопоставляя социально-психологическую природу этих симптомов с процессом становления психики в филогенезе, Поршнев приходит к выводу:
"Все истинные или генетически обусловленные психические болезни можно считать воспроизведением разрозненных черт, характеризовавших психонервную деятельность на уровне палеоантропов или, крайне редко, более отдаленных предков. [...] Они воспроизводят эволюционную ступень невнушаемости, то есть не контрсуггестию, а досуггестивность. Впрочем, здесь есть элемент оборонительной функции, как бы забронированность от суггестивной (или, может быть, лишь интердиктивной) работы возникающей второй сигнальной системы. Видимо, это как раз и восходит к нейропсихическим чертам палеоантропов эпохи дивергенции" 104.
Относительно немногих исключений, связанных, напротив, с повышенной внушаемостью (микроцефалы и дебилы), Поршнев пишет:
"Суггестивная функция [...] принадлежит кануну или началу второй сигнальной системы. Тем самым эта сверхвнушаемость при некоторых прирожденных психопатиях все же свидетельствует о том, что на каком-то этапе или в какой-то части популяции было нормой в мире поздних палеоантропов или, может быть, ранних неоантропов. Мы можем даже предположить, что в их отношениях боролись между собой эти две тенденции: асуггестивность и гиперсуггестивность" 105.
Подводя итоги своего анализа филогенетической природы психических болезней, Поршнев предостерегает от слишком упрощенного подхода:
"Итак, психически больные люди - это неизбежное, по законам генетики, воспроизведение в определенном маленьком проценте человеческих особей отдельных черт предкового вида - палеоантропа. Речь идет ни в коем случае не о широком комплексе, тем более, не о полноте черт этой предковой формы, а лишь о некоторых признаках, самое большее - о группе необходимо коррелированных признаков. Точно так же у других человеческих особей воспроизводится, скажем, обволошенность тела без всяких других неандерталоидных симптомов, у иных - некоторые другие черты морфологии" 106.
4. ПсихоанализКроме вклада Поршнева в собственно психологию, нельзя не отметить целый ряд параллелей между результатами поршневских исследований и психоанализом. Что совершенно неудивительно, ибо психоанализ фактически работал с теми "проблемами", которые у человека возникают между рефлекторной деятельностью его как животного и рационально-логической его деятельностью как развитого человека. То есть ровно с проблемами, исследованием которых и занимался Поршнев.
Эту группу результатов, а точнее сказать - перспективных направлений для дальнейших исследований, я бы также отнес к вкладу Поршнева в психологическую науку.
Приведу два примера таких параллелей.
Поршнев предлагает подойти к результатам, полученным З.Фрейдом и другими психоаналитиками, с филогенетической точки зрения:
"Подавленные в психике человека влечения, избыточный поисковополовой инстинкт - это наследие того, что было совершенно нормально в биологии нашего предка, палеоантропа (неандертальца, в широком смысле), без чего он в своих специфических условиях существования рисковал бы не оставить потомства. Его наследие при формировании современного человека естественный отбор не успел полностью уничтожить из-за чрезмерной быстроты происшедшей трансформации. При таком допущении тезис о необходимости в каждой индивидуальной психике вытеснения и сублимации пережитков неандертальца выглядел бы более рационально и исторично" 107.
Второй пример относится скорее к области ожидаемых, возможных параллелей. Анализ исходных отношений в среде ранних неоантропов, описанных выше, может привести к переосмыслению целого ряда исследуемых психоанализом состояний, "комплексов" и т.п. Так, можно предположить, что своеобразные "гендерные" и межпоколенные отношения у ранних неоантропов позволяют дать несколько иную, чем принято, более точную и тонкую интерпретацию так называемого эдипова комплекса.
VII. КультурологияИсследования Поршнева, затрагивающие культуру, касаются, главным образом, ее происхождения, нейрофизиологических, зоологических, а также социально-психологических предпосылок ее различных проявлений. Поэтому большая часть результатов исследований Поршнева, которые можно было бы провести по ведомству "культурология", фактически уже изложены выше, в предыдущих разделах настоящей статьи.
Здесь следует затронуть еще несколько важных тем, которые оставались до сих пор за рамками нашего изложения.
1. Этика и эстетикаВ поршневском анализе главного этического вопроса "что такое хорошо и что такое плохо?" отмечу три взаимосвязанных аспекта.
- С одной стороны, это исследование происхождения самой оппозиции "плохого" и "хорошего".
Из предыдущего изложения должно быть ясно, что "плохим", "некрасивым" в конечном счете оказывается все, что прямо относится к поведению палеоантропа времен дивергенции, что хотя бы отдаленно напоминает такое поведение, наконец, все то, что можно интерпретировать как "соучастие" в его грязных делах, как "попустительство" ему, "соглашательство" с ним и т.п.
Характерно, что всевозможные этические своды разработаны в части "что такое плохо?" всегда гораздо подробнее, детальнее, ярче, чем в части "что такое хорошо?". "Хорошо" - это все, что не "плохо". Поэтому, хотя большинство сравнительно-исторических исследований по этике и эстетике занимается почти исключительно представлениями о "хорошем" и "красивом", с точки зрения Поршнева, напротив, наиболее интересными были бы исследования именно того, что в разные эпохи у разных народов считалось "плохим" и "некрасивым".
- С другой стороны, это исследование самого физиологического и психологического механизма осуществления запрета - запрета делать что-либо "плохое". Поршнев так описывает общую "формулу" любого запрета - "нельзя, кроме как в случае...":
"Все запреты, царящие в мире людей, сопряжены хоть с каким-нибудь, хоть с малейшим или редчайшим исключением. Человек не должен убивать человека, "кроме как врага на войне". Отношения полов запрещены, "кроме как в браке", и т.п. Пользование чужим имуществом запрещено, "кроме как при дарении, угощении, сделке" и т.п. Совокупность таких примеров охватывает буквально всю человеческую культуру. Складывается впечатление", - осторожно продолжает Поршнев, - "что чем глубже в первобытность, тем однозначнее и выпуклее эти редчайшие разрешения, с помощью которых психологически конструируется само запрещение. Нечто является "табу", "грехом" именно потому, что оно разрешено при некоторых строго определенных условиях. Это - запрещение через исключение. По-видимому, при этом в обозримой истории культуры представления о "табу", "грехе", "неприкосновенном", "сакральном"" и т.п. мало-помалу утрачивают свою генерализованность в противоположность чему-то, что можно и должно. Происходит расщепление на много конкретных "нельзя". Достаточно наглядно это видно в том, как в христианстве или в исламе усложняется классификация "грехов" не только по содержанию, но и по степени важности" 108.
Какова же природа такого специфического "конструирования" запрета?
Отвечая на этот вопрос, Поршнев ссылается среди прочего и на "философию имени", разработанную Лосевым:
"Расчленяя в слове как бы ряд логических слоев или оболочек, Лосев особое внимание уделил тому содержанию слова, которое он назвал "меоном": в слове невидимо негативно подразумевается все то, что не входит в его собственное значение. Это как бы окружающая его гигантская сфера всех отрицаемых им иных слов, иных имен, иных смыслов. Если перевести эту абстракцию на язык опыта, можно сказать, что слово, в самом деле, выступает как сигнал торможения всех других действий и представлений кроме одного-единственного" 109.
Происхождение специфической формулы культурных запретов - запретов через исключение - лежит в физиологической природе суггестии. Резюмируя долгий эволюционный путь от интердикции к суггестии, Поршнев пишет:
"Но, в конце концов, возникают, с одной стороны, такие сигналы, которые являются стоп-сигналом по отношению не к какому-либо определенному действию, а к любому протекающему в данный момент (интердикция 110); с другой стороны, развиваются способы торможения не данной деятельности, а деятельности вообще; последнее достижимо лишь посредством резервирования какого-то узкого единственного канала, по которому деятельность может и должна прорваться. Последнее уже есть суггестия" 111.
Возникнув в качестве инструмента торможения всего, кроме чего-то одного, суггестия породила два различных социальных феномена: слово человеческой речи, в которой доминирующим стало "можно только это", то есть "должно", и культурную норму, в которой, наоборот, доминирующим стало "нельзя все остальное".
- Наконец, Поршнев специально анализирует наиболее древние запреты, выделяя три их важнейшие группы.
К первой группе он относит запреты убивать себе подобного, то есть ограничение сформированного в ходе дивергенции фундаментальной биологической особенности человека, о чем уже шла речь выше:
"По-видимому, древнейшим оформлением этого запрета явилось запрещение съедать человека, умершего не той или иной естественной смертью, а убитого человеческой рукой. Труп человека, убитого человеком, неприкасаем. Его нельзя съесть, как это, по-видимому, было естественно среди наших далеких предков в отношении остальных умерших. К такому выводу приводит анализ палеолитических погребений" 112.
"С покойника неприкасаемость распространялась и на живого человека. Он, по-видимому, считался неприкасаемым, если, например, был обмазан красной охрой, находился в шалаше, имел на теле подвески. На определенном этапе право убивать человека ограничивается применением только дистантного, но не контактного оружия; вместе с этим появляются войны, которые в первобытном обществе велись по очень строгим правилам. Однако человек, убитый по правилам, уже мог быть съеден" 113.
Таким образом, Поршнев намечает процесс постепенного преодоления "свойства" человека убивать себе подобных. В другом месте он так говорит о процессе монополизации государством права убивать (об этом пойдет речь в разделе Политические науки):
"Тут речь не об оценке - хорошо это или плохо. Ведь можно посмотреть на процесс этой монополизации как на путь преодоления человечеством указанного "свойства": как на запрещение убивать друг друга, осуществляемое "посредством исключения" - для тех узких ситуаций, когда это можно и должно (таков механизм осуществления многих запретов в истории культуры, в психике человека)" 114.
Ко второй группе запретов Поршнев относит "запреты брать и трогать те или иные предметы, производить с ними те или иные действия. Эта группа запретов особенно тесно связана с формированием общественного отношения собственности" 115, о чем речь будет в следующем разделе.
Наконец, к третьей группе запретов Поршнев относит половые запреты, в частности, наиболее древние из них - запрет полового общения матерей и сыновей, затем братьев и сестер. Подводя итоги своему анализу образа жизни древнейших людей, Поршнев пишет:
"На заре становления общества [...] эти запреты означали преимущественные права пришельцев-мужчин. Но сложившийся таким образом конфликт между ними и младшими выросшими на месте мужчинами разрешился в форме, во-первых, обособления младших в особую общественную группу, отделенную от старших сложным барьером, во-вторых, возникновения экзогамии - одного из важнейших институтов становящегося человеческого общества" 116.
Как уже говорилось выше, система "тасующегося стада" предполагает непрерывное обновление его состава, в ходе которого время от времени появляются новые пришельцы-самцы, примыкающие к этому "стаду", а через некоторое время вновь покидающие его.
2. РелигияИз результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух.
- Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о "хороших" и "плохих" божествах. Поршневский анализ существенно отличается от общепринятых взглядов - как религиозных, так и светских.
Для Поршнева человеческая культура зарождается в эпоху дивергенции. В ряде специальных исследований он убедительно показал, что образы божеств, протобожеств, различных разновидностей "нечистой силы" являются отражением именно палеоантропа, с которым на протяжении длительного времени приходилось взаимодействовать человеку, а также отражением конкретных особенностей самого этого взаимодействия. И чем более древними являются эти образы, тем больше в них буквальных физических черт и особенностей поведения реального "живого" палеоантропа 117.
- Во-вторых, это анализ развития и места в обществе религии как института, как "церкви". Исследования Поршнева показывают самую тесную связь этого института, принадлежащего, по марксистской терминологии, прежде всего, к надстройке, с классовой борьбой. Ниже в разделе Политические науки об этом будет сказано подробнее. Здесь лишь упомяну, что, с точки зрения развития феномена суггестии, церковь в период наибольшего могущества (в феодальном обществе) была одним из двух (наряду с государством) ключевых инструментов "институциональной" контрконтрсуггестии, преодолевавшей сопротивление (контрсуггестию) слову господствующих классов (то есть их суггестии).
3. Первобытная экономическая культураУчитывая сказанное выше об особенностях отношений неоантропов с палеоантропами в эпоху дивергенции, понятно решительное опровержение Поршневым распространенного предрассудка о едва ли не "буржуазном" поведении первобытного человека:
"Согласно этому ходячему представлению, хозяйственная психология всякого человека может быть сведена к постулату стремления к максимально возможному присвоению. Нижним пределом отчуждения (благ или труда), психологически в этом случае приемлемым, является отчуждение за равноценную компенсацию. [...] Действительно, поведение, обратное указанному постулату, при капитализме не может быть ничем иным, как привеском. Но даже при феодализме, как видно из источников, хозяйственная психология содержала гораздо больше этого обратного начала: значительное число средневековых юридических и законодательных актов запрещает или ограничивает безвозмездное дарение, подношение, пожертвование недвижимого и движимого имущества. Чем дальше в глубь веков и тысячелетий, тем выпуклее этот импульс" 118.
В первобытной экономической культуре Поршнев констатирует абсолютное доминирование именно "этого импульса":
"Взаимное отчуждение добываемых из природной среды жизненных благ было императивом жизни первобытных людей, который нам даже трудно вообразить, ибо он не соответствует ни нормам поведения животных, ни господствующим в новой и новейшей истории принципам материальной заинтересованности индивида, принципам присвоения. "Отдать" было нормой отношений." 119 "То были антибиологические отношения и нормы - отдавать, расточать блага, которые инстинкты и первосигнальные раздражители требовали бы потребить самому, максимум - отдать своим детенышам либо самкам" 120.
Фактически Поршнев намечает контуры науки о первобытной экономике. Однако в силу того, что сохранившиеся в наше время следы первобытной экономической культуры относятся скорее к культуре как таковой, данная тема отнесена к разделу "культурология":
"Норма экономического поведения каждого индивида [...] состояла как раз во всемерном "расточении" плодов труда: коллективизм первобытной экономики состоял не в расстановке охотников при облаве, не в правилах раздела охотничьей добычи и т.п., а в максимальном угощении и одарении каждым другого. [...] Дарение, угощение, отдавание - основная форма движения продукта в архаических обществах" 121.
Напротив, развитие человеческого общества состояло в создании все более усложняющейся системы ограничений для этой "формы движения продукта", в "отрицании" указанного исходного пункта:
"На заре истории лишь препоны родового, племенного и этнокультурного характера останавливали в локальных рамках "расточительство" и тем самым не допускали разорения данной первобытной общины или группы людей. Это значит, что раздробленность первобытного человечества на огромное число общностей или общин (причем разного уровня и пересекающихся), стоящих друг к другу так или иначе в оппозиции "мы - они", было объективной хозяйственной необходимостью" 122.
Как наглядно видно из приведенного отрывка, поршневский анализ постоянно обращен к проблемам, лежащим на стыке, на пересечении различных наук, в данном случае, как минимум, четырех - истории, экономики, социальной психологии и культурологии. Ниже, в разделе Экономическая наука, будет показано, что, по Поршневу, создание описанной системы первобытных ограничений взаимного "расточительства" означает и формирование первобытных отношений собственности.
Восприятие творческого наследия Поршнева в культурологии - весьма необычное явление.
С одной стороны, так случилось, что культурология сегодня все больше начинает претендовать на роль той самой "синтетической науки об общественном человеке или человеческом обществе", о строительстве которой мечтал Поршнев. И популярность его имени среди культурологов едва ли не самая высокая в науках вообще. Во всяком случае, в России.
С другой стороны, современная культурология абсолютно не соответствует поршневским критериям "синтетической науки об общественном человеке или человеческом обществе". Элементы генетического анализа феноменов культуры, наиболее важные для Поршнева, здесь крайне редки. Поэтому неудивительно, что в отличие от имени Поршнева его действительные взгляды в культурологии совершенно непопулярны. В рамках этой науки не только не разрабатывается поршневское творческое наследие, не проводятся исследования на базе его научной парадигмы, но эти последние там, строго говоря, даже не слишком хорошо известны.
Примечания:
83 См.: О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). - М.: Мысль, 1974. - Глава 7: Генезис речи-мышления: суггестия и дипластия.
84 Так называется один из разделов главы 7 книги О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). - М.: Мысль, 1974.
85 Там же, с. 442-485 (разделы: Вторжение вещей и Генезис образов, значений и понятий).
86 Там же, с. 450.
87 Там же, с. 470.
88 Там же, с. 475.
89 Там же, с. 472.
90 См.: Социальная психология и история. Второе издание. - М.: Наука, 1978.
91 Там же, с. 81.
92 Там же.
93 Там же, с. 82.
94 Там же, с. 108.
95 Там же, с. 116.
96 Там же, с. 120-123.
97 См.: Контрсуггестия и история. История и психология. Сборник статей. Под редакцией Л.И.Анцыферовой и Б.Ф.Поршнева - М.: Наука, 1971. С. 21.
98 Там же, с. 23.
99 Социальная психология и история. Второе издание. - М.: Наука, 1978. С. 134. См. также: Функция выбора - основа личности. Проблемы личности. Материалы симпозиума. Т. 1. - М., 1969. С. 344-349.
100 Социальная психология и история. Второе издание. - М.: Наука, 1978. С. 134.
101 См.: Мыслима ли история одной страны? Историческая наука и некоторые проблемы современности. Статьи и обсуждения. Ред. коллегия: М.Я.Гефтер (отв. ред.) и т.д. - М.: Наука, 1969. С. 314-315.
102 О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). - М.: Мысль, 1974. С. 364.
103 Там же, с. 363.
104 Там же, с. 365.
105 Там же, с. 366.
106 Там же.
107 Социальная психология и история. Второе издание. - М.: Наука, 1978. С. 204. См. также: Возможна ли сейчас научная революция в приматологии? Вопросы философии, # 3. - М., 1966. С. 110.
108 См.: Генетическая природа сознания (интердиктивная функция речи). Проблемы сознания. Материалы симпозиума. - М., 1966. С. 30.
109 Там же, с. 33.
110 Принимая во внимание сказанное выше в разделе Физиология..., следует предположить, что речь идет об "интердикции II".
111 См.: Контрсуггестия и история. История и психология. Сборник статей. Под редакцией Л.И.Анцыферовой и Б.Ф.Поршнева - М.: Наука, 1971. С. 15.
112 См.: Проблемы возникновения человеческого общества и человеческой культуры. Вестник истории мировой культуры. - М.: 1958. - # 2, с. 40.
113 Там же, с. 41.
114 См.: Мыслима ли история одной страны? Историческая наука и некоторые проблемы современности. Статьи и обсуждения. Ред. коллегия: М.Я.Гефтер (отв. ред.) и т.д. - М.: Наука, 1969. С. 308.
115 См.: Проблемы возникновения человеческого общества и человеческой культуры. Вестник истории мировой культуры. - М.: 1958. - # 2, с. 42.
116 Там же.
117 См.: Книга о морали и религии угнетенных классов Римской империи. Вестник древней истории. - М., 1963 - # 1; Поиски обобщений в области истории религии. Вопросы истории. - М., 1965 - # 7. См. также: Д.Баянов. Леший по прозвищу "обезьяна". Опыт демонологических сопоставлений. - М.: Издательство Общества по изучению тайн и загадок земли, 1991. - Это одно из крайне редких исследований, целью которых открыто провозглашается дальнейшая разработка проблем, анализ которых начал Поршнев.
118 О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). - М.: Мысль, 1974. С. 404-405.
119 Там же, с. 406.
120 Там же, с. 415.
121 Там же, с. 405-406.
122 Там же, с. 405.
далее
![]() |
![]() |
||
![]() |
|||