Rambler's Top100
  Русский ИДИОТ  ПУБЛИЦИСТИКА / перепечатки   

оригинал: http://www.left.ru/bib/shahak/shahak1.html


ИСРАЭЛЬ ШАХАК
<- к началу Еврейская история, еврейская религия:
тяжесть трех тысяч лет
продолжение ->

Глава 4. Тяжесть истории

Горы чепухи были написаны в попытках представить социальное или мистическое понимание евреев или иудаизма "в целом". Этого сделать нельзя потому, что общественная структура еврейского народа и идеологическая система иудаизма менялись в течении времени. Можно выделить четыре основные эпохи.

(1) Древние царства Израиля и Иудеи, до разрушения первого храма (587 г.д.н.э.) и вавилонское пленение. (Большая часть Ветхого Завета посвящена этому периоду, хотя большая часть основных книг, включая Пятикнижие, как мы его знаем, были составлены позже). В социальном плане они были похожи на соседние царства Палестины и Сирии, и, как показывает внимательное чтение пророков -- похожим образом отправляли религиозные культы, которые практиковало большинство*1). Идеи, ставшие типичными для позднейшего иудаизма -- включая этнический сегрегационизм и монотеистическую исключительность -- в этот период разделялись только священнослужителямии и пророками, чье влияние в обществе зависело от поддержки царей.

(2) Два центра -- Палестина и Месопотамия, с первого возращения из вавилонского пленения (537 г. до н.э.) до приблизительно 500 г. н.э. Характеризуется существованием этих двух самостоятельных еврейских общин, основанных в основном на земледелии, в которых "еврейская религия", ранее выработанная священниками и писцами, силой насаждалась властями Персидской империи. Книга Эзры Ветхого Завета содержит описание деятельности священника Эзры, "изощренного в законе моисеевом", которого царь Артаксеркс Первый Персидский поставил "установить правителей и судей" среди евреев в Палестине, так что, "кто бы ни осмелился не соблюдать закон божий, и закон царский, да свершится над ним правосудие скорое, будь то смерть, или изгнание, или конфискация имущества, и заключение"*2). И в книге Нехерниали -- виночерпия царя Артаксеркса, которого назначили правителем Иудеи, с еще большими полномочиями -- видно, до какой степени иностранное (сегодня можно бы сказать "империалистическое") насилие применялось для внедрения еврейской религии, с результатами, которые продолжают существовать доныне.

В обоих центрах еврейская автономия существовала в течение большей части этого периода, и уклонения от религиозной ортодоксии подавлялись. Исключение составляла эпоха, когда сама религиозная аристократия оказывалась "заражена" эллинизмом (между 300 и 160 гг. до н.э. и снова в период Ирода Великого и его наследников от 50 г. до н.э. до 70 н.э.), или когда в ней происходил раскол, как реакция на новшества (например, разделение на две основные "партии" -- фарисеев и саддукеев -- возникшее около 140 г. до н.э.) Однако, в тот момент, когда одно из течений побеждало, оно использовало машину подавления еврейской автономии (или, в течении короткого периода -- независисмости) для насаждения своих религиозных взглядов среди всех евреев в обоих центрах.

Большую часть этой эпохи, особенно после распада Персидской империи и до 200 г. н.э., евреи, живущие вне этих центров, были свободны от принуждений еврейской религии. Среди папирусов, найденных в Элефантине (Верхний Египет) есть письмо, датированное 419 г. до н.э., содержащее указ персидского царя Дария Второго, с приказанием египетским еврееям соблюдать в точности Песах*3). Но эллинистические царства, римская республика и ранняя Римская империя не беспокоились об этом. Свобода, которой эллинизированные евреи наслаждались за пределами Палестины, привела к созданию еврейской литературы, написанной по-гречески, полностью отвергнутой иудаизмом, ее остатки сохранило христианство*4). Само возникновение христианства оказалось возможно из-за этой относительной свободы еврейских общин вне этих двух центров. Деяния апостола Павла примечательны: в Корнифе (Греция), где местная еврейская община обвинила его в ереси, римский наместник Гало отказался рассматривать обвинение, поскольку не желал "быть судьей в таких вопросах"*5), но в Иудее наместник Фестус почувствовал себя обязанным принять участие в юридическом решении чисто религиозного внутриеврейского спора*6).

Эта терпимость кончилась около 200 г. н.э., когда еврейская религия, успевшая устояться и развиться в Палестине, была навязана римскими властями всем евреям империи.

(3) Классический иудаизм, который мы обсудим ниже*7).

(4) Современность, характеризующаяся распадом тоталитарной еврейской общины и ее власти, и попытками восстановить ее, из которых сионизм -- самая важная. Этот период начался в Голландии 17 века, во Франции и Австрии (кроме Венгрии) в конце 18 века, в большинстве других европейских стран -- в середине 19 века, и в некоторых исламских странах -- в 20 веке. (Йеменские евреи все еще жили в средневековом "классическом" периоде в 1948 году). Об этом мы поговорим позднее.

Между вторым этапом и третьим (классическим иудаизмом) -- разрыв в несколько веков, об этом периоде в жизни евреев и иудаизме мы знаем очень мало, и все -- из внешних (нееврейских) источников. В странах латинского христианства (Запад -пер.) нет никаких письменных еврейских источников до середины 10 века, внутренняя еврейская информация, в основном религиозная литература, становится более обильной только в 11 и особенно в 12 веке. До тех пор мы полностью зависим от римских, а позднее -- христианских источников. В исламских странах этот разрыв гораздо меньше, но все равно, очень мало известно о еврейской общине до 800 года и об изменениях, которые должны были в ней произойти за три предшествующих столетия.

Основные черты классического иудаизма*8)

Оставим поэтому эти "темные века" и для удобства начнем с трех столетий 1000-1200, о которых у нас достаточно информации о всех важных еврейских центрах, восточных и западных, как из внешних, так и из внутренних источников. Классический иудаизм, который ясно различается в этот период, пережил очень мало изменений с того времени, и (в обличье ортодоксального иудаизма) до сих пор остается серьезной силой.

Как можно охарактеризовать этот классический иудаизм и каковы его социальные отличия от ранних периодов иудаизма? Я вижу три главные черты.

(1) В классической еврейской общине нет крестьян, и в этом -- ее глубочайшее отличие от ранних еврейских общин в Палестине и Месопотамии. Нам, в современном мире, трудно вообразить, что это значит. Мы должны сделать усилие, чтобы представить себе, что такое крепостное право, огромная разница в уровне грамотности, не говоря об образовании, между городом и деревней того периода, несоизмеримо большая свобода, которой пользовалось маленькое меньшинство не-крестьян. Поэтому в течение всего классического периода евреи, несмотря на все притеснения, которым они подвергались, были составной частью привилегированных классов. Еврейская историография, особенно на английском, вводит в заблуждение на этот счет тем больше, чем больше она старается сосредоточится на еврейской бедности и на антиеврейской дискриминации. Все это было вполне реально, но беднейший еврейский разносчик, ремесленник, слуга или мелкий священнослужитель был гораздо богаче крепостного. Это было особенно верно в тех европейский странах, где крепостное право просуществовало до 19 века, частично или в крайней форме: Пруссии, Австрии, Польше, и польских землях, захваченных Россией. И не случайно, что до начала большой еврейской миграции (около 1880 г.) большинство евреев жили в тех местах и их самая важная социальная роль была -- посредничать в угнетении крестьян в пользу дворян и короны.

Повсюду классический иудаизм выражал ненависть и презрение к земледелию как занятию и к крестьянам как классу, даже больше, чем к остальным язычникам -- ненависть, которой я не нахожу равной в других обществах. Это ясно любому, знакомому с идишской или ивритской литературой 19-20 веков*9).

Большая часть восточноевропейских евреев-социалистов (то есть членов исключительно или в основном еврейских партий или фракций) виновны в том, что никогда не указывали на этот факт, на само деле, многие сами запятнаны свирепой ненавистью к крестьянам, унаследованной от классического иудаизма.

Конечно, сионистские "социалисты" (кавычки автора -- пер.) были хуже всех, но прочие, вроде Бунда, были немногим лучше. Типичный пример -- их противостояние организации крестьянских кооперативов, пропагандируемых католическими священниками, на том основании, что это "антисемитизм". И это отношение не исчезло, его можно видеть в расистских взглядах многих еврейских "диссидентов" в СССР и также в недостатке обсуждения этой проблемы многими еврейскими социалистами, в том числе -- Исааком Дойчером (известный левый историк, биограф Троцкого -пер.) Вся расистская пропаганда на тему предполагаемого превосходства еврейской нравственности и ума (в которой отличились многие еврейские социалисты) связана с недостатком сострадания к участи значительной части человечества, особенно угнетенной в последнюю тысячу лет -- крестьян.

(2) Классическая еврейская община особенно зависела от королей или феодальных владык. В следующей главе мы рассмотрим различные еврейские правила против язычников, и, в частности, те, которые требовали от евреев клеветать на язычников и воздерживаться от похвалы им или их обычаям. Позволялось одно и только одно исключение -- король язычников или местный владетельный князь (париц на иврите, пурец на идиш). Короля прославляют, за него молятся, ему подчиняются не только в светских вопросах, но и в некоторых духовных. Еврейские врачи, кому запрещено спасать жизнь обычного нееврея в шабат, обязаны прилагать все усилия для исцеления властных пациентов. Это частично объясняет, почему короли и знать, папы и епископы часто имели врачей-евреев. Но не только врачей. На еврейских сборщиков налогов и пошлин, или (в Восточной Европе) управляющих поместьями можно было полностью положиться в их трудах на благо короля или барона, чего не всегда можно было ждать от христианина.

Юридический статус еврейской общины в период классического иудаизма обычно основывался на "привилегии" -- грамоте, дарованной королем, князем, (или, как в Польше после 16 века -- могущественным помещиком) еврейской общине и подтверждающей права автономии -- т.е., дающей право раввинам командовать остальными евреями. Важная часть такой привилегии, восходящей к поздней Римской империи -- создание еврейской священнической собственности, которая, точь-в-точь как у христианских священников в средние века, освобождалась от уплаты налогов королю, и при этом раввинам позволялось облагать налогами тех, кто находился под их контролем -- евреев -- в свою пользу. Стоит заметить, что эта сделка между поздней Римской империей и раввинами на сто лет опережает такую же привилегию, дарованную императором Константином Великим и его наследниками христианским священникам.

Приблизительно начиная с 200 года н.э. до начала 5-го века, юридический статус евреев в Римской империи был следующим. Наследственный еврейский патриарх (живущий в Тверии в Палестине) был высокопоставленным лицом в официальной иерарахии империи и верховным вождем всех евреев империи*10). Как римский чиновник, патриарх был "вир иллюстрис" (что-то вроде "блистательный муж" на латыни -- пер.), тот же высокий ранг, к которому причислялись консулы, высшие военачальники империи и главные министры двора (священная консистория), и который был ниже только ранга императорской семьи. Фактически, Иллюстриоус Патриарх (как он постоянно именуется в императорских указах) превосходит рангом провинциального наместника Палестины. Император Феодосий Первый Великий, благочестивый правоверный христианин, казнил назначенного им наместника Палестины за оскорбление Патриарха.

В то же время все раввины, которых должен был утверждать патриарх, были освобождены от самых тяжелых римских налогов и пользовались многими официальными привилегиями, как, например, освобождение от службы в городском совете (это была также одна из первых привилегий, дарованная христианским священникам). Вдобавок, патриарх имел право облагать евреев налогами и править ими путем взимания штрафов, бичевания и других наказаний. Он использовал свою власть для подавления еврейских ересей и (как мы знаем из Талмуда) чтобы преследовать еврейских проповедников, которые обвиняли его в обложении евреев-бедняков в свою пользу.

Мы знаем из еврейских источников, что эти освобожденные от налогов раввины использовали отлучение от общины и другие способы, имеющиеся в их распоряжении, чтобы поддержать религиозную гегемонию патриарха. Мы также наслышаны, в основном из косвенных источников, о ненависти и презрении многих еврейских крестьян и городской бедноты к раввинам, также как и высокомерном отношении раввинов к еврейским беднякам (обычно выраженным как пренебрежение "невеждами"). Тем не менее, этот типичный колониальный порядок продолжался, так как его поддерживала мощь Римской империи.

Похожие порядки существовали в каждой стране в течении всей эпохи классического иудаизма. Их влияние на еврейские общины различалось, однако, в зависимости от размера общины. Если евреев было мало, обычно внутри общины не было серьезного социального расслоения, она, как правило, состояла из богатых и состоятельных евреев, большинство которых получили солидное талмудическое образование. Но в странах, где число евреев выросло, и возник многочисленный класс еврейской бедноты, проявился разрыв, описанный выше, и мы видим класс раввинов в союзе с еврейскими богачами угнетающий евреев-бедняков в своих собственных интересах, как и в интересах государства -- то есть короля и знати.

Именно такова была, в особенности, ситуация в Польше до 1795 года. Особое положение польских евреев мы опишем ниже. Здесь я только хочу указать, что в связи с появлением больших еврейских общин, глубокое расслоение проявилось между высшим классом евреев (раввинами и богачами) и еврейскими массами в 18 веке и продолжалось в 19 в. Пока еврейская община имела власть над своими членами, зарождающиеся бунты бедноты, которой приходилось нести основное бремя налогов, подавлялись соединенными силами открытого насилия еврейского "самоуправления" и религиозного одобрения.

Из-за всего этого, в классический период (как и в новейшее время) раввины были самыми преданными, чтобы не сказать рьяными, сторонниками существующего строя, и чем он был реакционнее, тем больше была поддержка его со стороны раввинов.

(3) Община времен классического иудаизма во всем противостоит окружающему ее нееврейскому обществу, кроме короля (или знати, если власть принадлежала ей). Это подробно описано в главе 5.

Последствия действия трех этих социальных признаков, взятых вместе, объясняют в достаточной степени историю классического иудаизма в христианских и мусульманских странах.

Положение евреев особенно благоприятно при сильной власти, сохранившей феодальные черты, в которой национальное сознание, даже в зачаточном состоянии, еще не начало формироваться. Оно еще более благоприятно в странах вроде Польши до 1795 года или испанских королевств до второй половины 15 века, где формирование национально обоснованной мощной феодальной монархии было временно или окончательно приостановлено. Фактически, классический иудаизм процветал при сильной власти, оторванной от большинства классов, и при таких режимах евреи выполняли одну из функций среднего класса (мелкой буржуазии -- пер.) -- но в зависимой форме. По этой причине им противостояло не только крестьянство (чья оппозиция была неважна, кроме случайных и редких бунтов), но, что более важно -- нееврейский средний класс (который находился на подъеме в Европе) и плебейская часть служителей культа, а защищали их высшие священники и знать. Но в тех странах, где феодальная анархия была укрощена, а знать входила в союз с королем (и хотя бы с частью буржуазии) для управления государством, которое принимало национальную или преднациональную форму, положение евреев ухудшалось.

Эта общая схема, пригодная как для мусульманских, так и для христианских стран, сейчас будет проиллюстрирована.

Англия, Франция и Италия

Поскольку первый период пребывания евреев в Англии был таким коротким, и совпал с развитием английской национальной феодальной монархии, эта страна -- лучший пример данной схемы. Евреи прибыли в страну с Вильгельмом Завоевателем, как часть франкоговорящего нормандского правящего класса, с основной целью -- давать взаймы лордам, духовным и светским, которые иначе не смогли бы платить свои феодальные повинности (которые были особенно тяжелы в Англии и взимались более жестоко в этот период, чем в любой другой европейской монархии). Их величайший покровитель был Генрих Второй, и Великая Хартия Вольностей означала начало их упадка, который продолжался в эпоху борьбы баронов с Генрихом Третьим. Временное разрешение этого конфликта при Эдуарде Первом, с созданием парламента и "нормального" и постоянного налогообложения, сопровождалось изгнанием евреев.

Похожим образом, во Франции евреи процветали во время формирования сильных феодальных уделов 11-12 веков, включая королевский, и их лучшим покровителем среди королей династии Капетингов был Луи Седьмой (1137-80), несмотря на его глубокое и искреннее христианство.В это время французские евреи считал себя рыцарями (феодалами низшего ранга -- шевалье -- пер.). Их ведущий руководитель Раввену (на иврите -- наш рабби -- пер.) Там, предостерегал их никогда не принимать приглашения феодала поселиться в его уделе, если им не предоставят привилегии, подобные тем, что давались другим рыцарям. Ухудшение их положения началось при Филиппе Втором Августе, который создал политический и военный союз короны с поднимающимися городами. При Филиппе Четвертом Красивом, который созвал первые Генеральные Штаты (собрание сословных представителей -- пер.) со всей Франции, чтобы получить поддержку против папы, их влияние сошло на нет. Окончательное изгнание евреев из Франции тесно связано с твердым подтверждением королевского права налогообложения и общенациональным характером монархии.

Похожие примеры можно привести из истории других европейских стран, где евреи жили в тот период. Оставив христианскую Испанию (значительная часть Испании в это время была мусульманской -- пер.) и Польшу для более подробного обсуждения, заметим, что в Италии, где многие города были республиками, прослеживается та же закономерность. Евреи особенно процветали в папских владениях, в феодальной Сицилии и Неаполе (до их изгнания, по приказу испанцев, около 1500 года) и в феодальных уделах Пьемонта. Но в могущественных и независимых торговых городах, вроде Флоренции, их число было незначительным и их роль неважной.

Исламский мир

Та же схема применима к еврейским общинам классического периода в исламских странах, за тем исключением, что изгнание евреев, противоречащее исламскому праву, здесь было практически неизвестно. (Средневековое католическое каноническое право, с другой стороны, не требовало и не запрещало такого изгнания).

Еврейские общины процветали во время знаменитого, но ошибочно понимаемого, еврейского золотого века в исламских странах при режимах, которые были особенно оторваны от большинства народа под их властью, и чья сила основывалась не на чем ином, как на голой силе и наемной армии. Лучший пример -- мусульманская Испания, где вполне реальный еврейский золотой век (ивритская поэзия, грамматика, философия и т.д.) начался именно с падения испанского халифата Уммайяда после смерти фактического правителя аль-Мансура в 1002 году и образованием многочисленных тайифа (раздробленных) королевств, основанных на насилии. Возвышение прославленного главнокомандующего и первого министра Гранады, Самуэля Вождя (Шмуэль Ханагид, умер в 1056 году), который был также одним из величайших еврейских поэтов за всю историю евреев, основывалось в основном на том, что королевство, которому он служил, было тиранией небольшой бербрской военной силы над арабоговорящим населением. Похожее положение существовало в других тайифа. Положение евреев ухудшилось с установлением власти Альморавида (в 1086-90) и стало весьма шатким при сильном и популярном правлении Альмохада (после 1147 года), когда, в результате преследований, евреи переселились в христианские королевства Испании, где королевская власть была еще очень слабой.

То же происходило в государствах исламского Востока. Первым государством, в котором еврейская община достигла серьезного политического влияния, была империя Фатимидов, особенно после завоевания Египта в 969 году, поскольку она была основана на правлении исмаэли-шиитского религиозного меньшинства. То же можно наблюдать в сельджукских (турецких -- пер.) государствах, основанных на феодальной армии, наемном войске, или, во все большей степени, на рабских войсках (мамлюках) -- и в наследующих им государствах. Симпатия Саладдина к еврейским общинам, сначала в Египте, потом в других частях его расширяющейся империи, основывалась не только на действительно присущих ему личных качествах: терпимости, благотворительности и глубокой политической мудрости, но и на его приходе к власти как мятежного командира наемников, прибывших в Египет и затем -- узурпатора власти династии, которой он, его отец, и его дядя до тех пор служили.

Но, возможно, лучший пример -- государство, в котором положение евреев было лучше, чем где бы то ни было на Востоке, со времен падения древней персидской империи -- Оттоманская империя, особенно в эпоху ее расцвета в 16 веке*11). Как хорошо известно, оттоманская власть была основана первоначально на почти полном изгнании турок (не говоря о других мусульманах по рождению) с политически влиятельных позиций и из самой важной части армии -- корпуса янычар, которые набирались из рабов султана -- урожденных христиан, похищенных в детстве и обученных в специальных школах. До конца 16 века ни один свободнорожденный турок не мог стать янычаром или занимать важный государственный пост. При подобной власти роль евреев была аналогична роли янычар. Так, положение евреев было лучше всего при власти, которая была особенно отчуждена от народов, которыми она правила. С приглашением турок (и некоторых других мусульман, например албанцев) на роль правящих классов в Оттоманской империи, положение евреев ухудшилось. Однако, ухудшение было не слишком резким, из-за продолжающегося произвола и ненационального характера оттоманской власти.

Это очень важный момент, как я считаю, потому, что относительно благоприятное положение евреев под властью мусульман в целом, и при некоторых исламских режимах в частности, используется многими палестинскими и другими арабскими пропагандистами весьма невежественным, хотя, возможно, с лучшими намерениями, образом. Сначала, они обобщают, а затем сводят серьезные вопросы политики и истории к простым лозунгам. Учитывая, что положение евреев, в среднем, было гораздо лучше при исламе, чем при христианстве, важным остается вопрос -- при какой власти было оно лучше или хуже? Мы видим, куда приводят подобные вопросы.

Еще важнее то, что в государстве, предшествующем современному, "лучшее" положение еврейской общины обычно подразумевало большую тиранию раввинов над остальными евреями. Один пример. Несомненно, личность Саладдина, учитывая исторические обстоятельства, вызывает глубокое уважение. Но, несмотря на это уважение, я не в силах забыть, что большие привилегии, которые он даровал еврейской общине Египта и его назначение Маймонида их главой (нагид), немедленно развязало жестокие религиозные преследования еврейских "грешников" раввинами. К примеру, еврейским "священнослужителям" (коэн на иврите -пер.) -- предположительно потомкам древних священнослужителей храма -- запрещено жениться не только на проститутках*12), но и на разведенных. Последнее запрещение, которое всегда причиняло трудности, нарушалось во время анархии при власти последних Фатимидов (около 1130-80 гг.) теми "священнослужителями", которые, вопреки еврейскому религиозному праву, женились на разведенных еврейках в исламских судах (которым теоретически была дана власть женить немусульман). Большая терпимость по отношению к "евреям", проявленная Саладдином при установлении своей власти, позволила Маймониду приказать раввинским судам Египта схватить всех евреев, которые заключили эти запретные браки, и бичевать их до тех пор, пока они "согласятся" развестись*13). И в Оттоманской империи власть раввинских судов была огромной и в результате -- наиболее вредной. Поэтому положение евреев в мусульманских странах в прошлом не следует использовать как политический аргумент в современных (или будущих) обстоятельствах.

Христианская Испания

Я оставил напоследок сведения о двух странах, где положение еврейских общин и внутреннее развитие классического иудаизма было самым важным -- христианскую Испанию*14) (или весь Иберийский полуостров, включая Португалию) и Польшу до 1795 года.

Политически, положение евреев в христианских испанских королевствах было наивысшим из всех, достигнутых евреями в любой стране (кроме как в некоторых тайифа и при Фатимидах) до 19 века. Многие евреи служили в должности главных казначеев королей Кастилии, местными и центральными сборщиками налогов, дипломатами (представлявшими короля при иностранных дворах, христианских и мусульманских, даже за пределами Испании), придворными и советниками правителей и высшей знати. И ни в одной другой стране, кроме Польши, не имела еврейская община такой огромной законной власти над евреями и не использовала ее так широко и открыто, включая власть применить смертную казнь. С 11 века преследование караимов (еврейская еретическая секта) путем бичевания до смерти, если они не отрекутся, было обычным в Кастилии. Еврейским женщинам, сожительствовавшим с язычниками, по приказу раввинов отрезали носы, что объяснялось так: "она потеряет свою красоту, и ее любовник-нееврей ее возненавидит". Евреям, имевшим наглость напасть на раввинского судью, отрубали руки. Нарушителей супружеской верности сажали в тюрьму и прогоняли сквозь строй по еврейскому кварталу. Тем, кого признавали еретиками на религиозных диспутах, отрезали языки.

Исторически, все это было связано с феодальной анархией и с попытками нескольких "сильных" королей править посредством голой силы, невзирая на парламенты (кортесы), которые уже существовали. В этой борьбе не только политическая и финансовая мощь евреев, но и их военная сила (по крайне мере, в самом важном королевстве, Кастилии) была весьма значима. Одного примера будет довольно: феодальная раздробленность и еврейское политическое влияние достигли вершины при Педро Первом, справедливо нареченным Жестоким. Еврейские общины Толедо, Бургоса и других городов служили ему фактически гарнизонами в долгой гражданской войне против его сводного брата Генриха Трастамарского, который после своей победы стал Генрихом Вторым (1369-79)*15). Этот самый Педро даровал кастильским евреям право учредить по всей стране инквизицию против еврейских религиозных еретиков -- более чем за 100 лет до учреждения более известной католической Святой инквизиции.

Как и в других западноевропейских странах, постепенное зарождение национального сознания вокруг монархии, которое началось при власти Трастамаров, и после взлетов и падений достигло вершины под властью Католических Величеств Фердинанда и Изабеллы, сопровождалось сначала ослаблением позиции евреев, затем массовыми движениями против них, и в конце -- их изгнанием. Защищали евреев знать и высщее духовенство. Более плебейская часть церковников, особенно нищенствующие ордена, связанные с жизнью низших классов, были им враждебны. Торквемада и кардинал Хименес, враги евреев, а также великие реформаторы церкви -- защитницы феодальной аристократии, сделали ее менее продажной и более зависимой от монархии,

Польша

Старая Польша до 1795 года -- феодальная республика с избираемым королем -- противоположный пример, показывающий, как до появления современного государства положение евреев было более важным в социальном плане, а их внутренняя автономия -- сильнее, под властью, которая разложилась до крайней степени.

По многим причинам средневековая Польша отставала в развитии от стран вроде Англии и Франции -- сильная феодальная монархия, однако без всяких парламентских организаций, была основана только в 14 веке, особенно Казимиром Великим (1333-70). Сразу же после его смерти смены династий и другие причины привели к усилению власти феодальной знати -- магнатов, а потом и мелкого дворянства. Так что к 1572 процесс превращения короля в чисто декоративную фигуру и исключения всех недворянских элементов из участия в политике был завершен. В последующие двести лет слабость центральной власти превратилась в признанное безвластие. Решение суда в отношении дворянина было не более чем легальным разрешением начать против него частную войну для исполнения приговора (поскольку не было других способов). В междоусобицах крупных феодалов в 18 веке участвовали частные армии состоящие из десятков тысяч, гораздо более мощные, чем смехотворная официальная армия.

Этот процесс сопровождался ухудшением положения польских крестьян, которые были свободны в раннем средневековье до уровня крепостных, мало отличавшегося от рабства и, несомненно, худшего в Европе (так называемое второе крепостное право, возникшее в Восточной Европе в связи с началом развития капитализма на Западе, в России -- отмена Юрьева дня и т.п. -- пер.)*16). Желание знати в соседних странах пользоваться властью польских панов над его крепостными (включая власть над жизнью и смертью без всякого права на обжалование) способствовало территориальным захватам Польши. Ситуация в "восточной" Польше (Белоруссии и Украине), колонизованной и заселенной новозакрепощенными крестьянами, была хуже всего.

Небольшое число евреев (хотя и занимающих важное положение), очевидно, жило в Польше с момента создания польского государства. Значительная еврейская эмиграция началась в 13 веке и усилилась при Казимире Великом, с упадком влияния евреев в Западной, а потом в Центральной Европе. Немногое известно о польских евреях в этот период. Но с упадком монархии в 16 веке -- особенно при Сигизмунде Первом Старом (1506-45) и его сыне Сигизмунде Втором Августе (1548-72) польские евреи достигли важного положения, сопровождаемого, как обычно, большей степенью автономии. Именно в это время польским евреям были дарованы их важнейшие привилегии, включая учреждение знаменитого Комитета Четырех Земель -- крайне эффективного еврейского органа автономного управления всеми евреями четырех частей Польши.

Одной их его многих важных функций был сбор налогов со всех евреев по всей стране, использовании части в своих нуждах и нуждах местных общин, и передача остального государству.

Какова была социальная роль польских евреев с начала 16 века до 1795? С упадком королевской власти обычная роль короля в отношениях с евреями перешла к магнатам -- с продолжительными и трагическими результатами как для самих евреев, так и для простых поляков. Во всей Польше магнаты использовали евреев для подрыва торговой мощи королевских городов, которая и так была не слишком велика. В отличие от остальных христианских стран Западной Европы, в Польше собственность дворян в городах была освобождена от подчинения городским законам и гильдейским правилам. В большинстве случаев магнаты селили своих еврейских агентов в городах, порождая этим конфликты. Евреи обычно "побеждали", поскольку города не могли ни подавить их, ни выселить, но частые народные бунты против евреев приводили к потере еврейских жизней (и более того -- еврейской собственности). Однако дворяне получали прибыль. Похожие или худшие последствия имело частое использование евреев как торговых посредников знати: они получали освобождение от большинства польских пошлин и тарифов, к ущербу национальной буржуазии.

Но самые трагические и продолжительные результаты имели события в восточных провинциях Польши -- к востоку от ее нынешней границы, включая почти всю теперешнюю Украину до областей русского языка (до 1667 года польская граница проходила намного восточнее Днепра, так что Полтава, к примеру, входила в состав Польши). На этой обширной территории практически не было королевских городов. Города основывались дворянами и принадлежали им -- и были населены почти исключительно евреями. До 1939 года население многих польских городов к востоку от Буга было как минимум на 90% еврейским, и это было еще более верно в областях, отошедших к царской России при разделе Польши. Вне городов очень многие евреи по всей Польше, и особенно на востоке, служили прямыми надсмотрщиками и угнетателями крепостного крестьянства. Они управляли целыми уделами (имея всю полноту помещичьей власти) или арендовали отдельные монополии феодалов, как мельница, винокуренный завод, кабак (с правом вооруженных обысков крестьянских домов в поисках самогонщиков), или пекарня. Они собирали феодальные платежи всех видов. Короче говоря, под властью магнатов и феодалов-церковников, также происходивших от знати, евреи были одновременно непосредственными эксплуататорами крестьян и практически единственными горожанами.

Без сомнения, большую часть выжатой из крестьян прибыли они передавали помещикам, так или иначе. Без сомнения, знать подавляла и угнетала евреев, и история рассказывает много ужасных повестей о бедности и унижении, на которые магнаты обрекали "своих" евреев. Но, как мы уже упоминали, крестьяне страдали еще больше от рук как помещиков, так и евреев, и можно представить себе, как, за исключение времен крестьянских восстаний, полная тяжесть еврейских религиозных законов против язычников обрушивалась на крестьян. Как мы увидим в следующей главе, эти законы приостанавливались или смягчались, если они могли вызвать опасную враждебность против евреев. Но враждебность крестьян не представляла серьезной опасности до тех пор, пока еврей-управляющий мог рассчитывать на покровительство помещика.

Так продолжалось без изменений до начала современного государства, ко времени появления которого Польша была разделена. Поэтому Польша -- единственная большая страна в западном христианстве (имеется в виду католицизм -- пер.) из которой евреи ни разу не были изгнаны. Новая буржуазия не могла вырасти из порабощенных крестьян, а старая была географически ограниченна и слаба в финансовом отношении, поэтому бессильна. В целом, положение постепенно ухудшалось, но серьезных перемен не происходило.

Внутренние условия в еврейской общине двигались в том же направлении. В период 1500-1795 года, один из самых исполненных предрассудков в истории иудаизма, польские евреи были наиболее суеверными и фанатичными. Значительная власть еврейской автономии использовалась больше всего для подавления любой новой и свежей мысли, для поощрения самой бесстыдной эксплуатации еврейской бедноты еврейскими богачами в союзе с раввинами и для оправдания роли евреев в угнетении крестьян на службе у помещиков. Отсюда тоже не было выхода, кроме как через освобождение извне. Положение в Польше, где роль евреев была более важной, чем в любой другой стране диаспоры, лучше всего демонстрирует банкротство классического иудаизма.

Антиеврейские преследования

В течение всего периода классического иудаизма евреи часто подвергались преследованиям*17) и этот факт сейчас служит главным "аргументом" защитников еврейской религии с ее законами против язычников и особенно сионизма. Конечно, уничтожение нацистами от 5 до 6 миллионов европейских евреев используется как решающий довод. Поэтому мы обязаны рассмотреть это явление и его современное положение. Это особенно важно потому, что потомки евреев из Польши до 1795 года (часто называемые восточноевропейскими евреями -- в противоположность евреям германских стран начала 19 века, включая нынешнюю Австрию, Богемию и Моравию (Чехию -- пер.)) сейчас представляют собой подавляющую политическую силу в Израиле, как и в еврейских общинах США и других англо-говорящих странах. В результате их особой истории, такой образ мыслей особенно распространен среди них, гораздо шире, чем среди других евреев.

Вначале необходимо провести резкое разграничение между преследованиями евреев в классический период и нацистским истреблением. В первом случае это были результаты массового движения снизу, в то время как во втором -- вызванные, организованные и проведенные сверху, то есть государственными служащими. Такие действия, как организованное нацистским государством истребление, довольно редки в истории человечества, хотя подобные примеры существует (истребление тасманийцев и некоторых других народов в колониях, например). Более того, кроме евреев, нацисты намеревались уничтожить и другие народы: цыган истребляли, как и евреев, и истребление славян тоже широко практиковалось, с систематическим уничтожением миллионов мирных жителей и военнопленных. Однако, именно постоянные преследования евреев во многих странах во время классического периода, послужило образцом (и оправданием) для сионистских политиков в их расправе с палестинцами. Оно же используется как аргумент защитниками иудаизма в целом, и это явление мы сейчас рассматриваем.

Следует отметить, что в худших случаях гонений на евреев, когда их убивали, правящая элита -- император и папа, король, высшая аристократия и высшее духовенство, как и богатая буржуазия свободных городов -- всегда была на стороне евреев. Их враги принадлежали к более угнетенным и эксплуатируемым классам и тем, кто был близок к ним в повседневной жизни и интересах, как братья нищенствующих орденов*18). Правда, что в большинстве (хотя я думаю, что не во всех) случаях члены элиты защищали евреев не из гуманных соображений или симпатии к евреям так таковым, но из-за того вида причин, которые обычно используются правителями для оправдания своих интересов. Евреи были полезны и выгодны (для них), "закон и порядок" требовали защиты, а низшие классы они ненавидели, и боялись, что антиеврейские бунты могут вырасти во всеобщее восстание. Однако факт остается фактом -- они действительно защищали евреев . Поэтому причиной всех массовых убийств евреев в классический период были крестьянские бунты или другие движения низов в моменты, когда правительство было по какой-то причине особенно слабо. Это справедливо даже в частично исключительном случае царской России. Царское правительство, действуя тайком, через тайную полицию действительно подстрекало к погромам, но делало это только тогда, когда было особенно слабо (после убийства народовольцами Александра Второго в 1881 году и в период до и после революции 1905 года), и даже в этих случаях принимало меры, чтобы сдерживать нарушения "закона и порядка" . Во время периодов большей силы -- например, при Николае Первом или в последний период царствования Александра Третьего, когда оппозиция была подавлена -- царская власть не допускала погромы, хотя и усиливала законную дискриминацию евреев. (Иными словами, при угрозе революционного подъема царизм натравливал опасные для него группы населения -- крестьян и городскую бедноту -- на евреев, чтобы отвести от себя их недовольство -пер.)

Это общее правило действует во всех случаях бойни евреев в христианской Европе. Во время первого крестового похода нападало на евреев не рыцарское регулярное войско, под командой славных герцогов и графов, а стихийные толпы, состоящие почти исключительно из крестьян и нищих, идущих за Петром Пустынником. В каждом городе епископ или представитель императора противостоял им и пытался, часто тщетно, защитить евреев*19). Антиеврейские бунты в Англии, сопровождавшие третий крестовый поход, были частью массового движения, направленного против королевских представителей, и некоторые бунтовщики были наказаны Ричардом Первым. Бойни евреев во время вспышек Черной Смерти (эпидемии чумы -пер.) случались в нарушении строгих приказов папы, императора, епископов и германских князей. В свободных городах, например, в Страсбурге, им обычно предшествовал местный переворот, во время которого олигархический городской совет, покровительствующий евреям, бывал свергнут и заменен более представительным. Великая бойня евреев в 1391 году в Испании произошла при слабом регентстве и во время, когда папство, ослабленное великим расколом между соперничающими папами (одно время было сразу три папы! -- пер.), было неспособно держать в узде нищенствующие ордена.

Вероятно, самый потрясающий пример -- великая бойня евреев во время восстания Богдана Хмельницкого на Украине (1648), которое началось как бунт казаков, но скоро превратилось в широкое народное восстание угнетенных крепостных. "Непривилегированные, украинцы, православные (угнетаемые польской католической церковью) поднялись против своих польских католических господ, особенно против управляющих, священников и евреев"*20). Это было типичное крестьянское восстание против крайнего угнетения, сопровождаемое не только бойней, совершенной восставшими, но еще более ужасными жестокостями и "контртеррором" частных армий польских магнатов*21). Оно запечатлелось в сознании восточноевропейских евреев по сей день, однако не как крестьянская война, бунт истинно проклятьем заклейменных, даже не как месть всем слугам польской аристократии, но как факт ничем не спровоцированного антисемитизма, направленного против евреев как таковых. (В самом деле, в прекрасной повести ивритского классика Ш.Агнона "Простая история", описывающей жизнь галицийских евреев в начале 20 века, это историческое событие воспринимается именно так -пер.). Например, голосование украинской делегации в ООН и, в целом, советская политика на ближнем Востоке часто "объяснялась" в израильской печати "наследием Хмельницкого" или его "потомков".

Антисемитизм Нового времени

В Новое время характер антиеврейских преследований изменился радикально. С появлением современного государства, отменой крепостного права и достижением минимума личных прав, особая общественно-экономическая роль евреев, естественно, исчезла. С ней вместе исчезла и власть еврейской общины над ее членами, все большее число евреев добивалось свободы стать членами общества в странах, где они жили. Естественно, эта перемена вызвала бурную реакцию как части евреев (особенно раввинов), так и тех слоев европейского общества, которые противостояли открытому обществу и для кого весь процесс освобождении личности был анафема.

Современный антисемитизм появился впервые во Франции и Германии, потом в России, после 1870 года. В противоположность преобладающему мнению среди евреев-социалистов, я не верю, что его начало или последующее развитие до настоящего времени может быть приписано "капитализму". Наоборот, я думаю, что удачливые капиталисты во всех странах были особенно свободны от антисемитизма, и в странах, в которых капитализм установился раньше всего и был более силен -- как в Англии и Бельгии -- антисемитизм был гораздо менее распространен, чем в других местах*22). (Вопрос это очень непрост, и заслуживает отдельного исследования. Несомненно, что, как указывал Энгельс в письме австрийским социал-демократам, в странах с более развитым капитализмом, и как следствие, с меньшей ролью еврейского финансового капитала -- он приводил в пример США в противовес Германии -- антисемитизм был значительно менее силен. С другой стороны, в деле Дрейфуса на стороне антисемитов оказались не только духовенство и аристократия, но и банкир барон Ротшильд. С упадком капитализма уже сами капиталисты стали во главе антисемитизма и расизма в целом как средства против классовой борьбы. Генри Форд может служить тому примером. В самом развитом капиталистическом государстве -- США -- нынешняя вспышка антиарабского и антимусульманского расизма направляется правящим классом (через прессу и т.п.) и властями -пер.)

Ранний современный антисемитизм (1880-1900) был реакцией ошеломленных людей, которые глубоко ненавидели современное общество во всех его аспектах, в хорошем и плохом, и горячо верили в теорию заговоров. Евреи были выбраны козлом отпущения за разрушение старого порядка (который антисемитская ностальгия воображала еще более закрытым и упорядоченным, чем он когда-либо был) и за все треволнения современности. Но с самого начала этих антисемитов подстерегала серьезная трудность: как определить этого козла отпущения, особенно для широкой публики? Каков был общий знаменатель еврейского музыканта, банкира, ремесленника и нищего -- особенно, когда общие религиозные черты исчезли, по крайне мере, внешне? "Теория" еврейской расы была ответом современного антисемитизма.

В отличие от этого, старая борьба христианства, и еще более мусульманства, с классическим иудаизмом была примечательно свободна от расизма. Без сомнения, это в некоторой степени объясняется всеобщим характером христианства и ислама, как и их изначальной связью с иудаизмом (святой Томас Мор постоянно выговаривал женщине, которая возражала, когда он говорил ей, что дева Мария была еврейка). Но с моей точки зрения гораздо более важной причиной была социальная роль евреев как части правящих классов. Во многих странах к евреям относились как к возможным дворянам и, после обращения, они могли немедленно породниться через брак с высокой знатью. Дворянство 15 века в Кастилии и Арагоне или польское дворянство 18 века -- возьмем для примера тех, среди кого браки с крещенными евреями были широко распространены -- вряд ли бы согласились породниться с испанскими крестьянами или польскими крепостными, невзирая на то, сколько похвал беднякам содержится в Евангелиях.

Это современный миф о еврейской "расе" -- скрытой от глаз, но предположительно преобладающей натуре "евреев", независимо от истории, общественного положения и чего угодно -- формальный и самый примечательный признак современного антисемитизма. Он был на самом деле отмечен некоторыми руководителями церкви, когда современный антисемитизм впервые возник как движение, обладающее некоторой силой. Некоторые французские католические деятели, например, выступили против новой расистской доктрины Э.Дрюмона, первого знаменитого современного французского антисемита и автора печально известной книги "Еврейская Франция "(La France Juive) 1886, которая широко распространялась*23).Так же представителей церкви противостояли раннему немецкому антисемитизму .

Стоит указать, что некоторые влиятельные группы европейских консерваторов были вполне готовы сотрудничать с современным антисемитизмом и использовать его для своих целей, и антисемиты были так же готовы использовать при случая консерваторов, хотя по сути между ними было мало общего. "Жертвы его (Дрюмона) особенно яростных нападок -- не Ротшильды, а высшая знать, которая с ним заигрывала. Дрюмон не пощадил и королевскую семью... и епископов, или даже самого папу"*24). Однако многие французские аристократы, епископы и консерваторы в целом с удовольствием пользовались антисемитизмом Дрюмона во время дела Дрейфуса в попытке свергнуть республику (еще одно доказательство того, что все вопли фашистов против правящих классов не значат ничего, даже наоборот -- они полезны правящим классам -пер.)

Этот вид оппортунистического союза повторялся много раз в различных европейских странах вплоть до поражения нацизма. Ненависть консерваторов к радикализму и особенно ко всем формам социализма мешала многим из них видеть истинную природу своих союзников. Во многих случаях они были буквально готовы сотрудничать с самим дьяволом, забыв старую пословицу о том, что тот, кто садиться с ним ужинать, должен запастись длинной ложкой. (Довольно наивное замечание вообще-то весьма проницательного автора. С таким же успехом можно пожалеть бедных германских помещиков, генералов и капиталистов, которые пошли на сделку с Гитлером и были им обмануты -- и такие жалобы мне действительно встречались -- пер.)

Успешность современного антисемитизма и его союза с консерватизмом, зависит от ряда условий.

Во-первых, старая традиция христианского религиозного противостояния евреям, существующая во многих (хотя и не во всех) европейских странах, могла, с подачи или, по крайне мере, без сопротивления духовенства, оказаться задействована. Как на самом деле вели себя церковники -- в основном зависело от местных исторических и социальных обстоятельств. В католической церкви тенденция к союзу с антисемитизмом была сильна во Франции, но не в Италии, в Польше и Словакии, но не в Богемии. Православная церковь была отъявленно антисемитской в Румынии, но вела себя совершенно по-другому в Болгарии. Среди протестантских церквей, германские были глубоко расколоты по этому вопросу, другие (как латвийские и эстонские) были склонны к антисемитизму, но многие (например голландские, швейцарские и скандинавские) в числе первых заклеймили антисемитизм.

Во-вторых, антисемитизм был в основном выражением более общей ксенофобии, желания "чистого" однородного общества. Но во многих европейских странах в начале 20-го века (и до недавних времен) евреи были практически единственными "чужаками". Особенно это касалось Германии. В принципе, германские расисты начала 20 века ненавидели и презирали негров не меньше, чем евреев, но черных в Германии тогда не было. Ненависть, конечно, легче направить на присутствующих, чем на отсутствующих, особенно в условиях того времени, когда туризм и путешествия не были массовым явлением, и большинство европейцев никогда не покидали свою страну в мирное время.

В-третьих, успех временного союза между консерватизмом и антисемитизмом был в целом обратно пропорционален силе и возможностям его противников. Постоянно и успешно противостояли антисемитизму в Европе либерализм и социализм -- с исторической точки зрения те же самые силы, которые продолжали различными способами традицию Голландской революции (1568),Английской (1648) и Великой Французской революции (1789 -пер.). В Европе различительным знаком стало отношение к Великой Французской революции -- в целом те, кто за нее -- против антисемитизма, те, кто принимают ее постольку-поскольку, по крайне мере склонны к союзу с антисемитами, и те, кто ее ненавидят и хотели бы отменить ее завоевания -- питательная среда антисемитизма.

Однако следует провести ясную границу между консерваторами и даже реакционерами с одной стороны и действительными расистами и антисемитами -- с другой. Современный расизм (частью которого является антисемитизм) хотя вызывается определенными социальными условиями, становится, если набирает силу, явлением, которое я могу описать только как дьявольское. После прихода к власти, и во все время своего правления, я считаю, расизм не поддается анализу никакой существующей теории общества или группе простых социальных наблюдений. Особенно любой известной теории, включающей интересы, классовые или государственные, или любые другие, за исключением чисто психологического "интереса" любой группы, которая может быть определена на нынешнем уровне человеческого знания. При этом я не имею в виду, что подобные силы непознаваемы в принципе, наоборот, следует надеяться, что с ростом человеческого познания они будут поняты. Но в настоящее время они непонятны и непредсказуемы разумом -- и это относится ко всем видам расизма во всех обществах*25). (Знаменательное проявление слабости автора-либерала, выдающегося ученого и мужественного борца с расизмом. Разумеется, из его примечания явствует, что прямая выгода может в конкретном случае по-видимому, страдать от проявлений расизма. Однако, в целом, как он сам признает, расизм сионистов приносит им огромные материальные выгоды, так же как расизм по отношению к аборигенам Азии, Африки, Америки и Австралии, которые пали жертвой расширения орбиты капитализма. Точно так же, с точки зрения марксизма, классовые интересы нельзя понимать только в чисто материальном плане. Расизм, как показывает нынешняя ситуация в США и многих странах Европы, и не только, служит орудием отвлечения трудящихся от совместной классовой борьбы. Что же касается материальной невыгоды расизма, то капитализм в целом имеет довольно странные, с точки зрения разумного человека, представления о выгоде: производство смертоносного оружия -- крайне выгодно для него, а строительство бесплатной детской больницы -- убыточно. То, что один из самых блистательных и интеллектуально честных современных либералов признает бессилие науки (на самом деле -- либерализма) перед расизмом, еще раз демонстрирует ограниченность либерального объяснения мира, а с ним -- конец эпохи, когда капитализм был прогрессивной исторической силой -- пер.) На самом деле, никакая политическая фигура или группировка в любой стране не предсказала, хотя бы в слабой форме, ужасы нацизма. (Следует заметить, что хотя преступления нацизма превзошли по масштабу все предыдущие зверства европейской истории, они имели предшественников и последователей в колониальной практике . Сам Шахак упоминает об истреблении тасманийцев. "Принципиальное" отличие нацистов в том, что они учинили свои злодеяния в Европе и по отношению к европейцам -- пер.). Только художники и поэты, как Гейне, могли увидеть неясные очертания такого будущего. Мы не знаем, как они это делали, и, кроме того, многие из их других догадок были ошибочными.

Ответ сионизма

С исторической точки зрения, сионизм одновременно и реакция на антисемитизм, и консервативный союз с ним -- хотя сионисты, как и прочие европейские консерваторы, не до конца понимали, с кем они заключают союз.

До возникновения современного антисемитизма настроение европейских евреев было оптимистичным, даже чересчур. Это выражалось не только в значительном числе евреев, особенно в Западной Европе, которые попросту распрощались с классическим иудаизмом, очевидно, без особого сожаления, в первом или втором поколении после того, как это стало возможно. Сформировалось также сильное культурное движение -- Еврейское Просвещение (Хаскала), которое началось в Германии и Австрии около 1780 года, распространилось на Восточную Европу и к 1850-70 превратилось в значительную общественную силу. Я не могу здесь обсуждать его культурные достижения, такие, как возрождение ивритской литературы и создание потрясающей литературы на идиш. Однако, стоит заметить, что, несмотря на внутренние различия, это движение в целом отличалось двумя общими чертами: верой в необходимость глубочайшей критики еврейского общества и особенно общественной роли еврейской религии в ее классической форме, и почти религиозным упованием на победу "сил добра" в европейских странах (т.е., это движение было по своему характеру либеральным, рассчитывающим на прогрессивную роль капитализма -пер.). Эти силы, естественно, определялись по единственному критерию -- поддержке эмансипации евреев.

Рост антисемитизма как массового движения и многочисленные союзы консерваторов с ним нанесли жестокий удар по Еврейскому Просвещению. Он был тем более силен, что подъем антисемитизма произошел как раз после того, как евреи были эмансипированы в некоторых европейских странах, и даже прежде, чем это произошло в других. Евреи Австрийской империи получили полное равноправие только в 1867 году. В Германии отдельные государства эмансипировали евреев довольно рано, но другие не торопились, особенно Пруссия, и окончательная эмансипация евреев в Германской империи в целом была дарована Бисмарком только в 1871 году. В Оттоманской империи евреи подвергались официальной дискриминации до 1909 года, а в России (как и в Румынии) -- до 1917. Так что современный антисемитизм начался через 10 лет после эмансипации евреев в Центральной Европе и задолго до эмансипации крупнейшей еврейской общины того времени -- в царской России.

Поэтому сионистам было нетрудно, не обращая внимания на значительную часть реальности, вернуться к сегрегационизму классического иудаизма, и заявить, что, поскольку все язычники всегда ненавидят и преследуют всех евреев, единственный выход -- увезти всех евреев и собрать их в Палестине, или Уганде, или где бы то ни было*26). Нектороые ранние еврейские критики сионизма уже тогда указывали, что если признать вечную и антиисторическую несовместимость евреев и неевреев -- в чем были согласны сионисты и антисемиты -- то собрать всех евреев в одном месте -- значит просто вызвать против них ярость неевреев этой части света (как и произошло на деле, однако по совершенно другим причинам). Но, насколько мне известно, этот логический аргумент не произвел никакого впечатления, как и все логические и фактические возражения против мифа "еврейской расы" не оказали никакого воздействия на антисемитов.

В самом деле, тесные отношения всегда существовали между сионистами и антисемитами: точно так же, как некоторые из европейских консерваторов, сионисты считали, что они могут не обращать внимания на "дьявольский" характер антисемитизма и использовать это движение для своих целей. Многие подобные союзы хорошо известны. Герцль взял себе в соратники пресловутого графа фон Плеве, министра-анитисемита Николая Второго*27), Жаботинский заключил соглашение с Петлюрой, реакционным украинским националистом, чьи войска перебили около 100000 евреев в 1918-21 годах, союзники Бен-Гуриона среди крайне правых во Франции во время колониальной войны в Алжире включали отъявленных антисемитов, которые, однако, объясняли, что они только против французских евреев, а не израильских.

Вероятно, самый потрясающий пример такого рода -- удовлетворение, с которым некоторые лидеры сионизма в Германии приветствовали приход Гитлера к власти, поскольку они разделяли его веру в первичность "расы" и его враждебность к ассимиляции евреев среди "арийцев". Они поздравляли Гитлера с его победой над общим противником -- силами либерализма. Доктор Джоахим Принц, сионистский раввин, позже эмигрировавший в США, где он поднялся до поста вице-председателя Всемирного Еврейского Конгресса и ведущего деятеля Всемирной Сионистской Организации (и большого друга Голды Меир), опубликовал в 1934 году специальную книгу Wir Juden (Мы, евреи), чтобы прославить так называемую Германскую Революцию Гитлера и поражение либерализма:

"Значение Германской Революции для германской нации станет ясно в конце концов для тех, кто создал ее и сформировал ее образ. Ее значение для нас начинается с данного: либерализм проиграл. Единственная форма политической жизни, которая способствовала ассимиляции евреев, потерпела сокрушительное поражение"*28).

Победа нацизма исключает возможность ассимиляции и смешанных браков для евреев. "Мы не станем из-за этого горевать", говорит доктор Принц. В том, что евреев заставляют определять себя как евреев, он видит "исполнение наших желаний". И далее:

"Мы желаем, чтобы на место ассимиляции пришли новые законы: утверждение о принадлежности к еврейской нации и еврейской расе. Государство, построенное на этой основе чистоты нации и расы, заслуживает только уважения и почтения еврея, который заявляет о том, что принадлежит к "своим". Так определив себя, он никогда не сможет не быть верным государству. Государство не может желать других евреев, кроме тех, которые заявляют о своей принадлежности к своей нации. Оно не желает еврейских льстецов и подхалимов. Оно должно требовать от нас веры и верности нашим собственным интересам. Потому, что только тот, кто почитает свою собственную породу и свою собственную кровь, может выражать почтение к национальной воле других наций"*29).

Вся книга наполнена подобной грубой лестью нацистской идеологии, радости по поводу поражения либерализма и особенно -- идей Французской революции, и великих ожиданий, что, в благоприятной атмосфере мифа арийской расы, сионизм и миф еврейской расы также расцветет.

Конечно, доктор Принц, как многие другие ранние сочувствующие и союзники нацизма не понимали, куда это движение (и современный антисемитизм в целом) движется. Точно так же, многие наши современники не понимают, куда сионизм -- движение, в котором доктор Принц занимал почетное место -- направляется: к сочетанию всей старой ненависти классического иудаизма против неевреев и неразборчивого и антиисторического использования всех преследований евреев в течении истории для оправдания сионистского преследования палестинцев*30).

Потому что, как безумно это ни звучит, тем не менее, при внимательном рассмотрении истинных побуждений сионистов, становится ясно, что один из самых глубоко укоренившихся источников враждебности сионистского руководства против палестинцев -- то, что они отождествляются многими восточноевропейскими евреями с мятежными крестьянами, участниками восстания Хмельницкого и подобных бунтов -- которые, в свою очередь, антиисторически отождествляются с современным антисемитизмом и нацизмом.

Противостоя прошлому

Все евреи, которые действительно хотят избавиться от тирании тоталитарного еврейского прошлого, должны задать себе вопрос об их отношении к массовым антиеврейским движениям прошлого, особенно связванными с движениями восставших крепостных. С другой стороны, все защитники еврейской религии и еврейского сегрегационизма и шовинизма также основывают свою позицию -- в целом и в современных спорах -- на том же вопросе. Несомненный факт, что крестьянские революционеры совершали потрясающие жестокости против евреев (как и против других своих угнетателей) используется как "аргумент" такими защитниками, точно так же, как палестинский терроризм используется для оправдания отказа палестинцам в признании их прав.

Наш ответ должен быть всеобщим, применимым ко всем соответствующим случаям в целом. И для еврея, который на деле желает освобождения от еврейской обособленности и расизма и мертвой хватки еврейской религии, такой ответ не слишком трудно дать.

В конце концов, восстания угнетенных крестьян против своих господ и их подручных -- обычное явление человеческой истории. Поколением позже восстания украинских крестьян во главе с Хмельницким, русские крестьяне поднялись под руководством Стеньки Разина, и снова, через сто лет, в пугачевщину. В Германии была Крестьянская война 1525 года, в Франции -- Жакерия 1357-8 гг. и многие другие народные восстания, не говоря уж о восстаниях рабов во всех частях света. Все они -- и я намеренно выбрал примеры, в которых евреи не были мишенью -- сопровождались ужасающими бойнями, так же как Французская Революция -- террором. Каково отношение действительно прогрессивно мыслящих, и, в наши дни, обыкновенных порядочных образованных людей (не важно, русских ли, немцев или французов) к этим восстаниям? Будут ли порядочные английские историки, даже отмечая убийства англичан ирландскими крестьянами, восставшими против порабощения, клеймить их как "антианглийских расистов"? Как должен относиться прогрессивный французский историк к великой революции рабов в Санто-Доминго, когда многие французские женщины и дети были перебиты? Задать этот вопрос значит ответить на него. Но если задать подобный вопрос во многих "прогрессивных" или даже "социалистических" еврейских кругах, то ответ будет совершенно иным -- порабощенный крестьянин превращается в расистское чудовище, если евреи получали прибыль от его рабства и эксплуатации (то есть, здесь автор обходится без дьявола при объяснении корней расизма -пер.).

Слова, что тот, кто не учит уроков истории, обречен пережить ее повторение, применимы к тем евреям, которые отказываются разобраться с еврейским прошлым: они становятся его рабами и повторяют его в сионистской и израильской политике. Государство Израиль сейчас играет по отношению к угнетенным крестьянам многих стран -- не только на Ближнем Востоке, но и далеко за его пределами -- роль, не слишком отличающуюся от роли еврея в Польше до 1795 года: подручного империалистического угнетателя. Характерно и поучительно, что роль Израиля в вооружении сил Сомосы в Никарагуа и подобных им в Гватемале, Сальвадоре, Чили и других не вызвали никаких общих дискуссий среди еврейских организаций за границей. Редко задается даже самый узкий вопрос выгоды: отвечает ли продажа оружия диктаторам-палачам борцов за свободу долгосрочным интересам евреев. Еще более примечательно широкое участие в этих сделках религиозных евреев, и полное молчание их раввинов (которые весьма громогласно подстрекают к ненависти против арабов). Похоже, что Израиль и сионизм -- своего рода пережиток классического иудаизма -- более обширный, в мировом масштабе и при более опасных обстоятельствах.

Единственно возможный ответ на все это, прежде всего для евреев -- тот, что провозглашен истинными защитниками свободы и гуманности во всех странах, всеми народами и всеми великими философами, как ни ограничены они иногда (человек ограничен условиями своей жизни). Мы должны противостоять еврейскому прошлому и тем аспектам настоящего, которые основаны одновременно на лжи о прошлом и поклонении ему. Для этого необходимы, во-первых, абсолютная честность по отношению к фактам, а во-вторых, вера (ведущая к действиям, каким только возможно) во всеобщие гуманные принципы этики и политики.

Древний китайский мудрец Мен-чжу (4 в. до н.э.), которым восхищался Вольтер, писал:

"Поэтому я говорю, что всем людям присуще чувство сострадания: представьте себе человека, который вдруг заметил, что ребенок вот-вот свалится в колодец. Без сомнения, он почувствует тревогу и сочувствие. И не потому, что он надеется заслужить благодарность родителей ребенка, или похвалы соседей и друзей, или от страха позора, если он не спасет его. Поэтому мы видим, что нет людей без сочувствия и стыда и вежливости и понятия о добре и зле. Сочувствие -- источник гуманизма, стыд -- источник добродетели, вежливость -- источник приличия и понятие о добре и зле -- источник мудрости. Каждый человек носит в себе эти четыре источника, как он имеет четыре конечности. И поскольку каждый имеет эти четыре источника, человек, который считает, что не может ими пользоваться, разрушает себя."

Мы уже видели, и увидим подробнее в следующей главе, как далеки от этого принципы, которыми еврейская религия в классической и талмудической форме отравляет умы и сердца.

Путь к истинной революции в иудаизме, которая сделает его гуманным, позволит еврееям понять их собственное прошлое, таким образом, уйдя с помощью образования из-под его тирании -- лежит через неустанную критику еврейской религии. Без страха и пристрастия мы должны выступить против нашего собственного прошлого, как Вольтер выступил против своего:

Раздавите гадину! (слова Вольтера по отношению к католической церкви -пер).

(Разумеется, реакционная сила католической церкви во Франции была уничтожена революцией, хотя и не до конца, но общеизвестно, какую роль в подготовке этой революции сыграл Вольтер, возможно, против собственного желания, поскольку революция в конце концов зашла гораздо дальше его ожиданий. Из этого очередной раз следует, что как ни важно оружие критики, критика оружием необходима -пер.)

 


Примечания:

*1/1. См. к примеру Иеремия, 44, особенно стихи 15-19. Превосходное рассмотрение некоторых аспектов этой темы содержиться в Raphael Patai, The Hebrew Goddess, Ktav, USA, 1967.

*2/2. Эзра, 7: 25-26. Последние две главы этой книги в основном посвящены усилиям Эзры по отделению (сегрегации) "чистых" евреев ("святого семени") от "людей земли"(которые были по крайней мере частично евреи по происхождению) и разрыву смешанных браков.

*3/3. W.F. Albright, Recent Discoveries in Bible lands, Funk & Wagnall, New York, 1955, c.103.

*4/4. Важно отметить, что вместе с литературой, все исторические книги написанные евреями после приблизительно 400 г.до н.э. были также отвергнуты. Вплоть до 19 века евреи практически ничего не знали о Масаде (крепость, чья героическая оборона от римских войск стала нарицательной в нынешнем Израиле -пер.) и таких деятелей как Иуда Маккаби (Маккавей в русской традиции, предводитель борьбы с захватчиками - греками, чьим именем сейчас в Израиле, кроме улиц, назван популярный спортивный клуб и даже - сорт пива -пер.), которые сейчас многими (особенно христианами) считаются принадлежащими к "самой сути" иудаизма.

*5/5. Acts, 18:15.

*6/6. Там же, 25.

*7/7. См. примечание 6 к главе 2.

*8/8. Относительно термина "классический иудаизм" см. примечание 10 к главе 2 и 1 к главе 3.

*9/9. Нобелевские лауреаты Шай Агнон и Исаак Башевис Зингер - примеры этого, но можно привести много других, особенно Хаима Нахмана Бялика, национального поэта, писавшего на иврите. В своем знаменитом стихотворении Мой отец он изображает своего праведного отца, продававшего водку пьяницам-мужикам, которые описаны, как животные. Это очень популярное стихотворение, которое изучают во всех израильских школах, как один из проводников антикрестьянской пропаганды.

*10/10. Что касается власти Еврейского Патриархата, сделка была отменена Феодосием Вторым в ряде законов, достигших завершения в 429 году н.э., но многие местные соглашения оставались в силе.

*11/11. Возможно, другим характерным примером была Парфянская империя (до 225 года н.э.) но об этом известно недостаточно. Однако мы знаем, что установление национальной иранской империи Сасанидов привело практически немедленно к упадку влияния евреев.

*12/12. Этот запрет распространялся и на женитьбу на женщине, обращенной в иудаизм, поскольку Галаха считает всех нееврейских женщин проститутками.

*13/13. Запретный брак не считается действительным и требует развода. Развод теоретически - дело добровольное со стороны мужа, но при определенных обстоятельствах раввинский суд может вынудить его "захотеть " этого (кофин ото ад ше йоамар ротзех ани) . (В этой связи мирные активисты в Израиле поясняют, что могут на деле означать толки сионистов, в том числе религиозных поселенцев, о "добровольном переселении" палестинцев из Палестины -пер.).

*14/14. Хотя достижения евреев в течении Золотого Века в мусульманской Испании (1002 - 11 47) были блестящими, они сохранились ненадолго. Например, большая часть великолепной ивритской поэзии той эпохи была забыта евреями и открыта ими заново только в 19-20 веках.

*15/15. В течение этой войны Генрих (Энрико) Трастамарский использовал антиеврейскую пропаганду, хотя его собственная мать, Леонора де Гузман, принадлежащая к высшей кастильской знати, имела еврейских предков. (Только в Испании высшая знать роднилась с евреями). После своей победы он также использовал евреев как высших финансовых чиновников.

*16/16. До 18 века положение крепостных в Польше считалось даже худшим, чем в России. В этом веке, определенные черты вроде продажи крепостных с торгов, стали хуже, чем в Польше, но центральное правительство царской России всегда сохраняло определенную власть над крепостными, например, возможность рекрутского набора.

*17/17. В предшествующую эпоху преследования еверев были редкими. Это относится к эпохе Римской империи даже после еврейских восстаний. Гиббон (Эдуард, 18 век, крупнейший историк Древнего Рима, автор классического труда "Упадок и разушение Римской империи" -пер.) прав в похвалах милости Антония Пия (и Марка Аврелия) по отношению к евреям непосредственно после крупного восстания под предводительством Бар-Кохбы в 132-5 гг.н.э.

*18/18. Этот факт, легко доступный в результате изучения подробностей каждого преследования, не отмечен большинством историков в последнее время, за исключением Hugh Trevor-Roper, The Rise of Christian Europe, Thames and Hudson, London, 1965, pp.173-4. Автор также - один из очень немногих современных историков, которые отмечают преобладание евреев в раннесредневековой работорговле между христианской (и языческой) Европой и исламским миром (там же, стр.92-3). Чтобы пропагандировать это безобразие, которое я не буду здесть обсуждать из-за недостатка места, Маймонгид позволил евреям, во имя еврейской религии, похищать нееврейских детей для продажи в рабство, и его мнение, без сомнения, основано на современной ему практике.

*19/19. Примеры можно найти в любой истории крестовых походов. Особенно см. S. Runciman, A History of the Crusades, vol I, book 3, chap 1, 'The German Crusade' Последовавшее поражение от рук венгерской армии "большинством христиан рассматривалось как справедливая кара свыше за убийства евреев".

*20/20. John Stoyc, Europe Unfolding 1 6488, Fontana, London, c.46.

*21/21. Это последнее, разумеется, не упомянуто в общеизвестной еврейской историографии. Обычной казнью для мятежников и даже для "нахальных" крестьян было сажание на кол.

*22/22. То же можно заметить о разных областях одной и той же страны. Например, в Гемании, сельскохозяйственная Бавария была гораздо более антисемитской, чем промышленные районы (верно, но Гитлера привели к власти не баварские крестьяне -пер.).

*23/23. "Отказ церкви признать, что евреем родился - евреем помрешь, был еще одной причиной страданий для демонстративного католика Дрюмона. Один из его ближайших помощников Жюль Герин вспоминал отвращение, которое тот чувстсвовал, когда знаменитый иезуит отец Дю Лак, выговаривал ему за нападки на некоего крещенного еврея по фамилии Дрейфус." D.W. Brogan, The Development of Modern France, т. 1, Harper Torchbooks, New York, 1966, c.227.

*24/24. Там же.

*25/25. Я бы хотел проиллюстрировать нерациональный, дьявольский характер, который подчас приобретает расизм, тремя наугад взятыми примерами. Основная часть истребления европейских евреев была проведена в 1942-43 годах во время наступления нацистов в России, которое завершилось их поражением под Сталинградом. За 8 месяцев (июнь 1942-февраль 1943) нацисты, возможно, использовали больше вагонов для перевозки евреев к газовым камерам, чем для доставки необходимых припасов армии. Второй пример, давний - из описания Сицилийской Вечери в 1282 году: "каждый француз, который им попадался, был убит. Они врывались в трактиры, где завсегдатаями были французы и в их дома, и не щадили ни мужчину, не женщину, ни ребенка... Бунт начался с доминиканских и францисканских монастырей и всех иностранных монахов выволокли и заставили произнести слово ciciri, которое ни один француз не может выговорить. Всех, кто не сумели это сделать, перебили" (S. Runciman, The Sicilian Vespers, Cambridge University Press,1958, c. 215.) Третий пример недавний: летом 1980 года - после попытки теракта еврейской группы в результате которой мэр Наблуса Бассам Шакья лишился обеих ног и мэр Рамаллаха Карим Халаф потерял ступню - группа евреев-нацистов собралась на территории тель-авивского университета, зажарила нескольких кошек и предлагала их мясо прохожим как "шиш-кебаб из ног арабских мэров". Каждый, кто видел эту кошмарную оргию (как я) - должен признать что некоторые ужасы отрицают возможность объяснения на нынешнем уровне познания (думаю, что в данном случае объяснение следует искать в психиатрии, в разделе, где говорится о психических расстройствах, связанных с нездоровым социальным климатом - пример из истории - истерические охоты на ведьм и т.п. -пер.)

*26/26. Одной из ранних выходок Жаботинского (основателя партии, которой затем руководил Бегин) было предложение, приблизительно в 1912 году, создать два еврейских государства, одно в Палестине, а другое в Анголе: палестинское, бедное природными ресурсами, снабжалось бы за счет богатств ангольского (в самом деле, любопытная попытка буквально повторить образец европейского колониализма - при этом совершенно не связанная, в случае Анголы, даже с видимостью религиозных претензий - чистый империализм -пер.)

*27/27. Герцль отправился в Россию на встречу с фон Плеве в августе 1903 года, меньше чем через четыре месяца после кошмарного кишиневского погрома, за который, как было известно, тот нес прямую ответсвенность. Герцль предложил союз, основанный на их общем желании убрать большинство евреев из России, и, в ближайшем будущем, лишить социалистическое движение поддержки евреев. Царский министр начал первую встречу (8 августа) с замечания, что он считает себя "горячим сторонником сионизма". Когда Герцль начал описывать цели сионизма, фон Плеве перебил его: "Вы проповедуете уже обращенному".. Amos Elon, Herzel, 'Am 'Oved, 1976 c.415-9, на иврите.

*28/28. Dr Joachim Prinz, Wirjuden, Berlin, 1934, c. 150-1.

*29/29. Там же, с.154-5.

*30/30. Например, см. там же с.136. Еще худшим выражением сочувствия нацизму была точка зрения экстремистской Лохамей Херут Исраэль (Банды Штерна (так называли тогдашние правители Палестины - англичане - терроритсическую еврейскую организацию -пер.) уже в 1941 году. Доктор Принц, с точки зрения сионизма, был "голубем". В 1970-х он даже руководил еврейским движением Брейра в США, пока Голда Меир его не переубедила. ("Выбор" на иврите - еврейская организация, чьей целью ее организаторы называли "мир и справедливость на Ближнем Востоке", выступала против политики правительства Израиля, правые сионисты считали ее анти-израильской (активисты подвергались травле и даже избиениям), однако, несмотря на это, она была типичной левосионсткой организаций, между прочим, в вопросе членства она была принципиально чисто еврейской -пер.)


<- предыдущая часть оглавление следущая часть ->



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz