Русский ИДИОТ | ПУБЛИЦИСТИКА / перепечатки |
оригинал: http://www.left.ru/bib/shahak/shahak1.html
ИСРАЭЛЬ ШАХАК
|
Глава 3. Ортодоксия и толкование
Эта глава посвящена более подробному описанию теологическо-юридической структуры классического иудаизма*1). Однако прежде всего необходимо опровергнуть хотя бы некоторые из многочисленных ложных представлений, обычных почти во всех описаниях иудаизма на иностранных языках (т.е., не на иврите), особенно теми, кто употребляет такие модные выражения, как "иудео-христианская традиция" или "общие ценности монотеистических религий".
Для экономии места я разберу подробно только самую важную из распространенных ошибок: что еврейская религия является, и всегда являлась, монотеистической. Как знают теперь многие исследователи Библии, и как легко видно из внимательного чтения Ветхого Завета, эта антиисторическая точка зрения совершенно ошибочна. Во многих, если не во всех частях Ветхого Завета, существование и мощь "других богов" ясно признается, но Яхве (Иегова), который является самым сильным из богов*2), крайне ревниво относится к своим соперникам, и запрещает своему народу им поклоняться*3). Только в самых новых частях Библии, в некоторых сочинениях позднейших пророков, отрицается существование других богов, кроме Яхве*4).
Однако нас интересует не библейский, а классический иудаизм. Совершенно ясно, хотя гораздо менее известно, что последний, в течении последних нескольких столетий, по большей части, был весьма далек от чистого монотеизма. То же можно сказать о реальных вероучениях современного ультраортодоксального иудаизма, который является прямым наследником классического иудаизма. Упадок монотеизма пришел с распространением еврейского мистицизма (каббалы), созданного в 12-13 веках и в конце 16 века практически полностью победившего во всех центрах иудаизма. Еврейскому Просвещению, выросшему из кризиса классического иудаизма, пришлось бороться против этого мистицизма больше, чем против чего бы то ни была еще. Тем не менее, в последующей еврейской ортодоксии, особенно среди раввинов, влияние каббалы осталось преобладающим*5). Например, движение Гуш Эмуним (на иврите -- "организация верующих" -- крайне правая организация, представляющая религиозных поселенцев на оккупированных территориях -- пер.) в весьма значительной степени основано на каббалистических идеях.
Знание и понимание этих идей поэтому важно по двум причинам . Во-первых, без этого нельзя понять подлинный иудаизм конца классического периода. Во-вторых, эти идеи играют очень важную роль в современной политике, поскольку они -- часть замкнутой системы веры многих религиозных политиков, включая большинство лидеров Гуш Эмуним, и имеют косвенное влияние на многих сионистских лидеров всех партий, включая левых сионистов.
Согласно каббале, вселенной правит не один бог, но несколько божеств, разного вида и силы, порожденных неясной, отдаленной Первопричиной. От нее сначала родились (возникли) бог мужского пола, именуемый "Отцом" или "Мудростью" и затем богиня "Мать" или "Знание". От их брака произошли два молодых бога: "Сын", именуемый также по-разному, например "Маленькое лицо" или "Святой благословенный" и "Дочь", также называемая "Госпожой" (или "Матронит", слово, производное от латинского ("матрона"-госпожа -- "ит" -- окончание женского рода в иврите -пер.)), "Шехина", "Царица" и т.д. Эти два молодых божества должны были соединиться, но этому помешали махинации Сатаны -- очень важного и самостоятельно действующего лица в этой системе. Сотворение мира было устроено Первопричиной с целью их соединения, но из-за грехопадения, они разделились еще сильней, чем раньше, и Сатана смог приблизиться к божественной Дочери и даже изнасиловать ее (действительно или по-видимости -- тут мнения расходятся). Создание еврейского народа было задумано для исправления ущерба, нанесенного Адамом и Евой, и под горой Синай это было на время достигнуто: бог Сын, воплотившийся в Моисее, соединился с богиней Шехиной. К сожалению, грех поклонения Золотому Тельцу снова разлучил божественную чету, но раскаяние евреев несколько поправило дело. Таким образом, каждое событие библейской истории евреев представляется в связи с единением или разъединением божественной четы. Завоевание евреями Палестины у ханнанеев и построение первого и второго храма особенно благоприятны для их единения, в то время как разрушение храмов и исход евреев из Святой Земли -- только внешние знаки не только божественного разъединения, но и реального "блуда с чужими богами". Дочь подпадает под власть Сатаны, пока Сын принимает на своем ложе различных сатанинских персонажей женского пола, вместо своей законной жены.
Долг благочестивого еврея -- восстановить путем молитвы и религиозных деяний совершенное божественное единство, в форме сексуального слияния, между мужским и женским божествами*6). Поэтому перед большей частью ритуалов, которые каждый религиозный еврей обязан повторять многократно каждый день, провозглашается следующее каббалистическое заклинание: "Во имя (сексуальной) встречи Святого благословенного и его Шехины"*7). Еврейские утренние молитвы также организованы так, чтобы способствовать этому сексуальному единению, пусть и временному. Последовательность частей молитвы мистически соответствует разным этапам этого единения: сначала богиня приближается со своими прислужницами, потом бог обнимает ее за шею и ласкает ее перси, и наконец предполагается совершение полового акта.
Другие молитвы или религиозные действия, как объясняют каббалисты, задуманы для обмана различных ангелов (представляемых как низшие божества с некоторой степенью самостоятельности) или чтобы умилостивить Сатану. В определенный момент утренней молитвы произносится несколько строк на арамейском языке (семитский язык, употреблявшийся евреями в начале нашей эры в Палестине, когда иврит стал мертвым языком -- пер.), а не на обычном иврите*8). Предполагается, что это поможет надуть ангелов, которые охраняют ворота, через которые молитвы поднимаются к небу, и которые имеют власть не пропустить молитвы благочестивых. Ангелы понимают только иврит и теряются, слыша арамейские фразы, поскольку они слегка тупы (предполагается, что они куда менее умны, чем каббалисты). Они открывают ворота, и в этот момент все молитвы, включая те, что на иврите, проходят. Или другой пример: до и после еды благочестивый еврей омывает руки, произнося специальное благословение. Один раз он поклоняется богу, способствуя божественному единению Сына и Дочери, но другой раз -- Сатане, которому так нравятся еврейские молитвы и ритуалы, что когда он получает некоторое количество их, это отвлекает его на время и он забывает докучать божественной Дочери. В самом деле, каббалисты верят, что некоторые из жертвоприношений во Храме были предназначены для Сатаны. Например, семьдесят волов, приносимых в жертву в течение семи дней праздника кущей*9) (суккот на иврите -- пер.) предположительно предназначались для Сатаны, в его роли владыки язычников*10), чтобы он был слишком занят, и не вмешивался в празднование восьмого дня, когда жертвы приносятся богу. Можно привести массу подобных примеров.
Следует обратить внимание на некоторые моменты, касающиеся этой системы и ее важности для правильного понимания иудаизма, как классического, так и его современного политического участия в сионистской практике.
Прежде всего, что не говори о каббализме, его нельзя считать монотеизмом, если только не причислять к монотеизму также индуизм, греко-римскую античную религию или даже древнеегипетскую.
Во-вторых, реальная суть классического иудаизма хорошо видна по той легкости, с которой эта система была принята. Вера и верования (за исключением националистических) играли ничтожную роль в классическом иудаизме. Главным был обряд, а не смысл, который он теоретически должен иметь, или вера, с ним связанная. Поэтому во времена, когда меньшинство религиозных евреев отвергает каббалу (как сейчас), можно видеть некоторых евреев, совершающих обряды, считая, что поклоняются богу, в то время как остальные делают то же самое, чтобы умилостивить Сатану -- но поскольку обряды те же самые, они могут молиться вместе и оставаться членами той же религиозной общины, несмотря на взаимную неприязнь. Но если бы вместо намерения, связанного с обрядом омовения рук, кто-то осмелился бы предложить новшество в способе омовения*11), все кончилось бы настоящим расколом.
То же касается всех священных выражений иудаизма. Поскольку внешний вид не меняется, значение -- дело десятое. Например, одна из самых священных еврейских молитв "Слушай, Израиль, Господь наш Бог, Господь единственный", повторяемая несколько раз в день каждым правоверным евреем, в настоящее время может иметь два значения. Это может значить, что Господь на самом деле "один", но также это может значить, что определенная стадия единения мужского и женского божеств была достигнута, или ей способствует правильное повторение этой молитвы. Как бы то ни было, когда евреи-реформисты (течение в иудаизме -пер.) произносят эту молитву на любом другом языке, кроме иврита, все ортодоксальные раввины, не важно, верят ли они в единственного бога или в божественное сексуальное слияние, весьма недовольны.
Все это достаточно важно в Израиле (и в других центрах иудаизма) по сей день. Огромная значимость, приписываемая обычным словосочетаниям (как "Закон Иерусалима"), идеи и побуждения Гуш Эмуним, яростная ненависть к неевреям, живущим в Палестине, фаталистическое отношение ко всем мирным предложениям арабских государств -- все это, и многие другие черты сионистской политике, ставят в тупик многих добропорядочных людей, имеющих совершенно неверное представление о классическом иудаизме. Но все становится понятными при учете этой религиозно-мистической почвы. Я должен предупредить, однако, против впадания в другую крайность -- попытки объяснить всю сионистскую политику исходя из этого. Конечно, влияние это весьма неравномерно. Бен-Гурион принял его для использования под контролем для определенных целей. При Бегине прошлое получило гораздо больше влияния на настоящее. Но никогда не следует пренебрегать прошлым и его влиянием, потому, что только познав его, можно освободиться от его слепой силы.
Толкование Библии
Представления об иудаизме самых, казалось бы, осведомленных людей, могут сбивать их с толку, если только они не читают на иврите. Все упомянутые выше подробности можно найти в оригинальных текстах, или, в некоторых случаях, в современных книгах на иврите для весьма специфических читателей. На английском все это бесполезно искать, даже если опущение таких важных деталей может исказить всю картину.
Существует еще одно ошибочное представление об иудаизме, особенно распространенное среди христиан, или людей, находящихся под влиянием христианской традиции и культуры. Это представление о том, что иудаизм -- "библейская религия", что Ветхий Завет занимает в иудаизме то же центральное место и пользуется тем же юридическим авторитетом, что и Библия для протестантов, или даже для католиков.
Опять-таки, это связано с вопросом толкования. Мы видели, что вопросы веры предполагают известную широту. Но совершенно противоположным образом обстоит дело с юридическим толкованием священных текстов. Именно оно жестко закреплено, но скорее в Талмуде, чем в самой Библии*12). Многие, возможно все, библейские выражения, предписывающие религиозные деяния и обязанности "поняты" классическим иудаизмом и современной ортодоксией, в смысле, весьма отличном, а то и прямо противоположном, буквальному значению, как его понимают христиане и другие читатели Ветхого Завета, которые видят только текст. То же различие существует в нынешнем Израиле между учившимися в религиозных школах и теми, кто учится в "светских" школах, где обучают буквальному значению Ветхого Завета. (В принципе, религия в Израиле не отделена от государства, а школа -- от церкви, поэтому действительно светских, свободных от религии государственных школ в Израиле нет -- Библия является обязательным предметом -пер.)
Этот важный вопрос можно понять только на примерах. Заметим, что изменения значений не все идут в одном направлении с точки зрения этики, как ее понимают сейчас. Защитники иудаизма заявляют, что толкования Библии, восходящие к фарисеям и зафиксированные в Талмуде, всегда более либеральны, чем буквальный смысл. Но на нескольких примерах мы увидим, что это далеко не так.
(1) Начнем с десяти заповедей. Восьмая заповедь -- Не укради (Исход, 20:15), понимается как запрет против "кражи" (то есть, похищение с целью выкупа) еврея. Причина в том, что согласно Талмуду, все нарушения 10 заповедей -- преступления, караемые смертной казнью. Кража имущества под это не подпадает (в то время как похищение евреями язычников дозволяется талмудическими законами) -- отсюда толкование. Практически тому же самому выражению -- Не кради! (Левит, 19:11) позволено сохранить прямое значение.
(2) Знаменитая строчка "Око за око, зуб за зуб и т.д." значит "око -- деньги за око" -- то есть денежный штраф, а не физическое возмещение. (Любопытно, что правило "око за око" существовало во многих древних государствах, потом оно обычно сменялось штрафами -- в том числе в Древней Руси. В данном случае замена произошла путем толкования, а не изменения текста -пер.)
(3) А вот случай явного превращения прямого смысла в противоположное. Библейский текст прямо предостерегает против приспособленчества в неправом деле "Не следуй большинству, творящему зло, также не говори в согласии с большинством, чтобы исказить правосудие" (Исход, 23:2) Последние слова этого выражения "говори в согласии с большинством, чтобы исказить правосудие" -- вырваны из контекста и истолкованы как заповедь следования большинству.
(4) Строка "Не вари козленка в молоке его матери" (Исход, 23:19) толкуется как запрет на смешение любого вида мяса с любым молоком или молочным продуктом. Поскольку это повторено в двух других местах Пятикнижия, простое повторение было истолковано как тройной запрет, запрещающий еврею: а) есть подобную смесь, б) готовить ее с любыми целями и в) получать удовольствие или выгоду от нее любым способом*13). (Это означает, что нынешние израильтяне, даже нерелигиозные, не едят бутербродов с маслом и колбасой, или мясного борща со сметаной -- за исключением евреев из бывшего СССР, не соблюдающих кашрут, за что их часто именуют русскими свиньями. О древнем источнике библейского запрета интересно написано у Фрезера "Фольклор в Ветхом Завете", где он выводит его из верований пастушеских народов, каким были и древние евреи -- пер.)
(5) Во многих случаях общие термины, как "твой ближний", "чужестранец" или даже просто "человек" используются в крайне шовинистическом значении. Знаменитая заповедь "возлюби ближнего*14) своего как самого себя" (Левит, 19:18) понимается классическим (и современным ортодоксальным) иудаизмом как заповедь любить только ближнего-еврея, не любого человека. Точно так же строчка: "не стой в праздности над пролитой кровью ближнего твоего" (там же, 16) толкуется так: нельзя стоять в праздности, когда кровь (жизнь) ближнего еврея в опасности. Но, как мы увидим в главе 5, евреям в принципе запрещено спасать жизнь язычников, поскольку "они не ближние твои". Щедрая заповедь оставлять кое-что не убранным на поле и винограднике "для бедного и чужестранца" (там же, 9-10) истолкованы как имеющие отношение только к бедным евреям и к обращенным в иудаизм. Табу, касающиеся трупов, начинаются со строк "вот правило, когда человек умрет в шатре: все, что войдет в шатер, будет нечистым семь дней" (Числа, 19:16). Но слово "человек" (адам) истолковано как "еврей", то есть, только труп еврея -- табу (одновременно "нечистый" и священный). Основываясь на этом толковании, благочестивый еврей трепещет и применяет магию перед еврейскими трупами и кладбищами, но нисколько не уважает нееврейские трупы и кладбища. Так что сотни мусульманских кладбищ были полностью уничтожены в Израиле (в одном случае, чтобы освободить место для тель-авивского Хилтона (гостиничная сеть, принадлежащая английскому капиталу -- пер.)). Когда же еврейское кладбище на Масличной горе (Иерусалим -- пер.) было повреждено при иорданской власти, поднялся страшный шум. Примеры такого рода слишком многочислены, чтобы привести их все. Некоторые бесчеловечные последствия такого типа толкований мы обсудим в главе 5.
(6) Наконец, рассмотрим одно из самых прекрасных и прославленных мест Библии, в котором Исайя заклеймил лицемерие и пустые обряды и призвал к всеобщему дружелюбию. Один отрывок (Исайя, 1:15) звучит так: "И когда ты прострешь руки свои, я отверну лицо свое от тебя, ибо твоих многочисленных молитв я не услышу: руки твои в крови". Посколько еврейские священослужители "простирали руки свои", благославляя прихожан во время молитвы, предполагаемое значение этого отрывка -- что священник, совершивший непредумышленное убийство, не имеет власти "простирать руки свои" в благославлении (даже если он раскаялся), поскольку они "в крови". Совершенно ясно из этих примеров, что когда современные ортодоксальные евреи (и все евреи до 1780 года) читают Библию, они читают совершенно другую книгу, с совершенно другим значением, чем Библия, которую читают неевреи и неортодоксальные евреи. Это различие существует даже в Израиле, хотя и те, и другие читают ее на иврите. Опыт, особенно с 1967 года, постоянно это подтверждает. Многие израильские евреи, не-ортодоксы и не имеющие основательных познаний в еврейской религии, пытались устыдить ортодоксальных израильтян (или правых, на кого религия тоже оказывает сильное влияние) за их бесчеловечное отношение к палестинцам, цитируя им Библию в буквальном гуманном смысле. Однако подобные аргументы не оказывали не малейшего воздействия на последователей классического иудаизма, они просто не понимали, о чем идет речь, потому, что для них библейский текст имел совершенно другое значение.
Если подобные трудности взаимопонимания существуют внутри Израиля, где люди читают на иврите и могут при желании получить правильную информацию, можно только вообразить, как глубоки заблуждения за границей, среди тех, кто воспитан в христианских традициях. Фактически, чем больше они читают Библию, тем меньше понимают ортодоксальный иудаизм. Для него Ветхий Завет -- текст неизменных священных формулировок, повторение которых -- огромная ценность, но чье значение полностью определено в другом месте. И, как Шалтай-Болтай объяснил Алисе (в книге Льюиса Кэррола -- пер.), за вопросом о том, кто может определять значение слов, скрывается реальный вопрос "Кто здесь хозяин?"
Структура Талмуда
Поэтому следует ясно понимать, что источник авторитета для всех дейтвий классического (и современного ортодоксального) иудаизма, основание его юридической структуры -- Талмуд, или, точнее, так называемый Вавилонский Талмуд, а остальная талмудическая литература (включая так называемый Иерусалимский или Палестинский Талмуд) служит дополнением.
Мы не можем вдаваться в подробное описание Талмуда и талмудической литературы, но ограничимся несколькими принципиальными моментами. В основном, Талмуд состоит из двух частей. Первый -- Мишна -- краткий свод законов в шести томах, каждый разделенный на несколько трактатов, написанный на иврите, отредактированный в Палестине приблизительно в 200 году н.э. на основании более обширного (в значительной части устного) юридического материала, который был собран в течение предшествующих двух веков. Вторая и более важная часть -- Гемара -- обширные записи дискуссий по поводу Мишны. Существует два, более или менее похожих варианта Гемары: один составленный в Месопотамии (Вавилоне) между 200 и 500 годами, другой -- в Палестине между 200 и неизвестным годом задолго до 500 года. Вавилонский Талмуд (Мишна и Месопотамская Гемара) гораздо обширнее и лучше организован, чем Палестинский, и он один рассматривается как определяющий и авторитетный. Иерусалимский (Палестинский) Талмуд получил низший законный статус, вмести с рядом других сборников, известных в целом как талмудическая литература, содержащая материал, отвергнутый редакторами двух Талмудов.
В отличие от Мишны, остальной Талмуд и талмудическая литература написаны на смеси иврита и арамейского языка, последний преобладает в Вавилонском Талмуде. Кроме того, он не ограничен правовыми вопросами. Без всякой видимой причины, юридическая дискуссия может внезапно прерваться тем, что называют "повествованием" (агада) -- смесью историй и анекдотов о раввинах, простых людях, библейских персонажах, ангелах, демонах, колдовстве и чудесах (15). Эти повествования, хотя очень влиятельные в иудаизме на протяжении веков, всегда рассматривались (даже самим Талмудом) как имеющие второстепенное значение. Важнее всего для классического иудаизма юридические части, особенно касающиеся спорных, с его точки зрения, вопросов. Талмуд определяет различные группы евреев, в восходящем порядке, таким образом: низшая группа -- полностью невежественные, далее идут те, кто знают только Библию, потом знакомые с Мишной и Агадой, и выше всех -- те, кто изучал и может обсуждать юридическую часть Гемары. Только последние могут руководить евреями во всем.
Правовую систему Талмуда можно определить как всеохватывающую, жестко авторитарную, и однако способную к бесконечному развитию, но без малейших изменений в ее догматической базе. Каждая сторона жизни еврея, как общественной, так и личной, охвачена, обычно в подробностях, с наказаниями за каждый мыслимый грех или нарушение правил. Основные правила для каждого вопроса определены догматически и не подвергаются сомнению. Что можно обсуждать в значительной степени -- это подробности и практические определения этих правил. Приведем несколько примеров.
"Не делать никакой работы " в шабат (субботу -- пер.). То, что значит слово "работа" определяется как список 39 видов труда, не больше, не меньше. Критерий для включения в этот список не имеет ничего общего с трудоемкостью данного действия, это просто результат догматического определения. Один из запрещенных видов "труда" -- писание. Вопрос: Сколько букв должен написать человек, чтобы совершить грех писания в шабат? (Ответ: две). Одинаков ли грех, в зависимости от использования правой или левой руки? (Ответ: нет). Однако, чтобы защитить от впадения в грех, основное запрещение писать подкреплено запретом прикасаться к любым письменным принадлежностям в шабат.
Еще один вид работы, запрещенный в шабат -- размол зерна. Из этого выводится запрет на любое измельчение чего бы то ни было. В свою очередь, это ведет к запрещению заниматься медициной в шабат (кроме случаев опасности для жизни еврея), дабы не впасть в грех растирания лекарственного вещества в порошок. Напрасно указывать, что в современном мире такая опасность не существует (и, по большей части, не существовала и в талмудические времена), поскольку, как бы ставя ограду вокруг ограды, Талмуд прямо запрещает жидкие лекарства и укрепляющие напитки в шабат. Что было установлено, остается таковым навеки, каким бы нелепым оно не было. Тертуллиан, один из ранних отцов церкви, писал "Верую, ибо абсурдно". Это может служить девизом для большинства талмудических правил, с заменой слова "верую" на "делаю".
Следующий пример еще лучше иллюстрирует уровень абсурда, достигнутого системой. Один из видов работы, запрещенный в шабат -- жатва. Это распространено, по аналогии, на обламывании веток с дерева. Поэтому ездить верхом на лошади (или любом другом животном) запрещено, как ограда против соблазна сломать ветку, чтобы подхлестнуть животное. И бесполезно спорить, что у вас есть готовый хлыст или что вы собираетесь ехать в безлесной местности. То что запрещено -- запрещено навеки. Однако запрет можно расширить и усилить: в наши дни запрещено ездить на велосипеде в шабат, поскольку это аналогично верховой езде.
Последний пример показывает, как те же методы использовались в чисто теоретических случаях, совершенно невозможных в реальности. Во время существования Храма, Верховный жрец мог жениться только на девственнице. Хотя в течении практически всего талмудического периода не было ни Храма, ни Верховного жреца, Талмуд посвятил одну из самых сложных (и нелепых) дискуссий точному определению термина "девственница", подходящей для жены Верховного жреца. Как быть с женщиной, чья девственная плева порвалась случайно? Есть ли разница, случилось это раньше или позже трехлетнего возраста? В результате воздействия металла или дерева? Не влезала ли она на дерево? А если влезала, поднималась или спускалась? Случилось это естественным путем, или неестественным? Все это, и многое другое обсуждается до мельчайших подробностей. И каждый сведующий в классическом иудаизме может привести сотни подобных задач. Великих талмудистов определяли по их способности развивать далее подобные задачи, потому, что как видно из примеров -- всегда есть место для прогресса -- пусть только в одном направлении -- и такое развитие на самом деле продолжалось после окончательной редакции Талмуда.
Однако, есть два серьезных расхождения между талмудическим периодом (кончившимся около 500 года н.э.) и периодом классического иудаизма (начавшимся около 800 года). Географические границы, отраженные в Талмуде, замкнуты, еврейское общество рассматривается как "самодостаточное", с базисом в еврейском земледелии (это верно как для Месопотамии, так и для Палестины). Хотя в то время евреи жили в Римской империи и многих местах Сасанидской (Персия -- пер.) империи, из талмудического текста совершенно очевидно, что его составление -- в течении более чем пятисот лет -- было чисто местной деятельностью. Никакие исследователи из других стран, кроме Месопотамии и Палестины, не принимали в этом участия, и текст не отражает общественные реалии, существовавшие за пределами этих двух областей.
Очень мало известно об общественной и религиозной жизни евреев в последующие 300 лет. Но с 800 года, когда снова появляется подробная информация, мы находим, что два упомянутых признака изменились. Вавилонский Талмуд (и в гораздо меньшей степени остальная талмудическая литература) признан авторитетом, изучается и развивается во всех еврейских общинах. В то же время, еврейское общество пережило глубокое изменение: где бы и чем бы оно не было -- в нем нет крестьян.
Общественную систему, вышедшую из этого изменения, мы обсудим в главе 4. Здесь мы опишем, как Талмуд приспособили к подобным условиям -- гораздо более широким географически и гораздо более узким с социальной точки зрения. В любом случае, они крайне отличались от эпохи классического иудаизма. Мы сосредоточимся на том, что с моей точки зрения было важнейшим методом приспособления, а именно -- послабления.
Послабления
Как отмечалось выше, талмудическая система -- крайне догматичная и не позволяет смягчения правил даже когда они доводятся до абсурда изменившимися обстоятельствами. И в случае Талмуда -- в отличие от Библии -- буквальный смысл обязателен, никто не имеет права толковать текст. Но в период классического иудаизма для правящих классов (раввинов и богачей) стало неудобно исполнять различные талмудические законы. В их интересах был изобретен метод систематического обмана, чтобы придерживаться буквы закона, но обходить его дух и намерение. Это была та лицемерная система "послаблений" (хетерим), которая, на мой взгляд, была самой важной причиной деградации иудаизма в его классическую эпоху. (Вторя причина -- еврейский мистицизм, который, однако, существовал гораздо более короткий период времени). Снова нужны примеры, чтобы показать, как система работает.
(1) Взимание процента . Талмуд строго запрещает евреям, под страхом сурового наказания, брать проценты на ссуду другому еврею. (Согласно большинству талмудических авторитетов, брать наибольший возможный процент с язычника -- религиозный долг). Весьма строго определенные правила запрещали самые отдаленные возможности еврею-заимодавцу поживиться с еврея-должника. Все евреи-соучастники, в том числе писец и свидетели, заклеймены Талмудом как бесчестные создания, лишенные права свидетельствовать в суде, поскольку, участвуя в таком деле, еврей все равно что заявляет что он "не принадлежит к тем, чей бог -- бог Израиля". Очевидно, что этот закон хорошо соответствует нуждам евреев-крестьян и ремесленников, и маленьких общин, отдающих деньги в рост язычникам. Но ситуация сильно изменилась в Восточной Европе (в основном, в Польше) к 16-му веку. Там были относительно большие еврейские общины, составлявшие большинство населения во многих городах. Крепостные крестьяне, чье положение было не намного лучше рабского, вряд ли могли занимать деньги, а давать в долг шляхте было привилегией немногих очень богатых евреев. Многие евреи вели дела друг с другом.
В таких обстоятельствах, следующее приспособление (именуемое хетер иска -- "деловое послабление") было изобретено для взимания процентов с денег, данных в долг еврею, которое не нарушает буквы закона, поскольку формально -- это вовсе не заем. Кредитор "инвестирует" свои деньги в бизнес заемщика, на двух условиях. Во-первых, заемщик заплатит кредитору в согласованный срок установленную сумму денег (на деле -- проценты с займа) как "долю в прибыли" кредитора. Во-вторых, предполагается, что должник получает значительную прибыль, чтобы вернуть кредитору его долю, если только обратное не подтвердит местный раввин или судья раввинского суда и т.д., которые, по соглашению, отказываются свидетельствовать в подобных делах. На деле, все что требуется -- текст подобного "послабления", написанного по-арамейски и совершенно непонятный для абсолютного большинства, нужно повесить на стену в комнате, где совершается сделка (копия подобного текста выставлена во всех отделениях израильских банков (любопытно, что в Израиле существует банк Мизрахи -- "восточный"- на иврите -- который считается "религиозным". Разумеется, он берет проценты с займов евреям без малейших затруднений -- пер.)) или даже держать ее в сундуке -- и заем под проценты среди евреев становится совершенно законным и безупречным.
(2) Субботний год. По талмудическому праву (основанному на Левит,25) принадлежащая евреям земля в Палестине*16) не должна обрабатываться каждый седьмой (субботний) год, когда все земледелие (включая сбор урожая) с такой земли запрещен. Существуют достоверные свидетельства, что этот закон строго соблюдался около тысячи лет, с 5 века до н.э. до исчезновения еврейского земледелия в Палестине. Позднее, когда не было возможности применять этот закон, он продолжал теоретически оставаться неприкосновенным. Однако, в 1880-х, с образованием первых еврейских земледельческих колоний в Палестине, этот вопрос стал практическим. Раввины, сочувствующие поселенцам, с готовностью состряпали послабление, которое впоследствии было доведено до совершенства их последователями в религиозных сионистских партиях и стало обычным в Израиле.
Это делается так. Незадолго до субботнего года, израильский министр внутренних дел выдает Главному Раввину документ, делающий его законным владельцем всей израильской земли, как частной, так и государственной. Вооруженный этой бумагой, Главный Раввин отправляется к нееврею и продает ему всю израильскую землю (и, с 1967 года -- также оккупированные территории) за символическую сумму. Отдельный документ подтверждает, что "покупатель" "продаст обратно" землю по окончании года. И это повторяется каждые 7 лет, обычно с одним и тем же "покупателем".
Несионистские раввины не признают законной силы этого послабления*17). Они резонно замечают, что, поскольку религиозный закон запрещает продавать палестинскую землю язычникам, вся эта сделка основана на грехе и поэтому юридически ничтожна. Сионистские раввины, однако, возражают, что запрещена реальная продажа, а не символическая.
(3) Доение в шабат. Этот запрет относится к пост-талмудическим временам, когда религиозное право ужесточилось. Этот запрет легко было соблюдать в диаспоре, поскольку евреи, имеющие коров, обычно были достаточно богаты, чтобы иметь слуг-неевреев, которым они могли приказать (используя увертки, описанные ниже) подоить коров. Ранние еврейские колонисты в Палестине нанимали арабов для этих и других целей, но с введением сионистской политики чисто еврейской рабочей силы, понадобилось послабление (это было особенно важно до внедрения машинного доения в конце 50-х). Здесь тоже позиции сионистких и несионистских раввинов разошлись.
Первые утверждали, что запретное доение становится дозволенным, если только молоко не белое, а окрашено в голубой цвет. Это голубое субботнее молоко затем используется исключительно для производства сыра, и краску смывают в сыворотку. Несионистские раввины изобрели еще более тонкую штучку (я лично наблюдал ее в религиозном кибуце в 1952 году). Они обнаружили старое правило, позволяющее опорожнить вымя коровы в шабат, дабы она не страдала от переполненного вымени, с условием, что надоенное молоко льется на землю. И вот что делается: в субботу утром благочестивый кибуцник идет в коровник и ставит под коров ведра. (Во всей талмудической литературе нет запрета на подобные действия). Потом он идет в синагогу молиться. Затем приходит его коллега, с "честными намерениями" избавить животных от страданий и позволяет молоку литься на пол. Но если, совершенно случайно, на полу стоит ведро, разве он обязан его убрать? Конечно, нет. Он попросту "не обращает внимания" на ведра, выполняет свою задачу и идет в синагогу. Наконец, приходит третий благочестивый еврей, и, к своему удивлению, обнаруживает ведра с молоком . Так что он ставит их в холодильник и следует за своими товарищами в синагогу. Теперь все в порядке, и не надо тратить деньги на голубую краску.
(4) Смешанные посевы. Похожие послабления даются сионистскими раввинами в отношении запрета (основанного на Левит, 19:19) против посева двух разных видов на одном поле. Современная агротехника, однако, показывает, что в некоторых случаях (особенно при выращивании кормовых культур) смешанные посевы -- самые выгодные. Раввины изобрели послабление, согласно которому один человек засевает поле вдоль одним видом семян, а позднее в тот же день его товарищ, который "не знает" о первом, сеет другие семена поперек. Однако, этот способ требовал излишних трудозатрат, и был изобретен лучший: один человек насыпает кучу семян и аккуратно прикрывает ее мешком или доской. Другой вид семян насыпается поверх покрытия. Потом приходит еще один человек и заявляет при свидетелях: "Мне нужен этот мешок (или доска)" и забирает ее, так что семена "естественным путем" перемешиваются. Наконец, приходит третий человек и ему говорят: "Возьми эти семена и посей", что он и делает *18).
(5) Продукты брожения еврею нельзя есть или даже иметь в собственности в течение семи (или, за пределами Палестины -- восьми) дней праздника Песах. Понятие "продукты брожения" постоянно расширялось и отвращение даже к взгляду на них в течение праздника доходило до истерии. Они включают все виды муки и даже немолотое зерно. В оригинальном талмудическом обществе это было терпимо, поскольку хлеб, дрожжевой или нет, пекли обычно раз в неделю, крестьянская семья могла использовать последнее зерно предыдущего года, чтобы испечь опресноки к Песаху, с которого начинался новый сбор урожая. Однако, в условиях пост-талмудического европейского еврейства соблюдение было очень затруднено для еврейских семей среднего класса, а еще больше -- для торговцев зерном. Естественно, было выдумано послабление, когда все это запретное фиктивно продается язычникам до праздника и автоматически выкупается обратно после. Все, что требуется -- запереть эти запретные вещества под замок на время праздника. В Израиле эта фиктивная продажа стала более эффективной . Религиозные евреи "продают" свое квасное местным раввинам, которые, в свою очередь, продают их Главному Раввину, а последний продает их язычнику, и по специальному послаблению эта продажа также включает все подобные субстанции, принадлежащие нерелигиозным евреям.
(6) Шабес-гой. Возможно, самые разработанные послабления касаются "гоя (язычника) шабата". Как упоминалось выше, перечень действий, запрещенных в шабат, постоянно расширялся, но и список того, что нужно совершать самому или поручать другим, чтобы удовлетворить потребности или увеличить удобства, также рос. Это особенно верно в наше время, но результаты технического прогресса начали ощущаться задолго до него. Запрет на размол зерна в шабат был довольно легок для еврея-земледельца или ремесленника, скажем, в Палестине второго века, которые мололи зерно для домашних нужд на ручной мельнице. Совсем другое дело -- для арендатора водяной или ветряной мельницы, одно из самых распространенных занятий евреев в Восточной Европе. Но даже простое желание выпить чашку горячего чая в субботу после обеда, когда в комнате стоял соблазнительный самовар, используемый в будние дни, было неосуществимо. Это только два примера из множества так называемых "проблем соблюдения шабата". И можно уверенно утверждать, что для общины, состоящей исключительно из ортодоксальных евреев, они были совершенно неразрешимы, по крайней мере, в последние 800-1000 лет, без "помощи" неевреев. Еще больше это справедливо для "еврейского государства", потому, что многие общественные службы, как вода, газ, электричество, попадают в эту категорию. Классический иудаизм не просуществовал бы и недели без использования некоторого количества неевреев.
Но найм нееврея для выполнения этих субботних дел -- большая проблема, поскольку талмудические правила запрещают евреям просить язычников делать любую работу, которую они не могут делать в субботу сами*19). Я опишу два из многих видов послаблений, используемых для таких целей.
Во-первых, метод "намеков", который основан на казуистической логике, согласно которой грешное требование становится безупречным, если выражается уклончиво. Как правило, намек должен быть туманным, но в случае крайней нужды "ясный" намек позволяется. Например, в недавно изданной брошюре о соблюдении заповедей для израильских солдат, их учат, как говорить с арабскими рабочими, нанятыми армией как шабатние гои. В экстренных случаях, когда очень холодно, и нужно зажечь огонь, или нужен свет для религиозной церемонии, благочестивый солдат-еврей может использовать "ясный" намек и сказать арабу: "Холодно (или темно)". Но обычно достаточно "туманного" намека: "Было бы приятнее, если бы здесь было теплее"*20). Этот метод "намеков" особенно отвратителен и унизителен, тем более, что его обычно используют, обращаясь к неевреям, которые, из-за своей бедности и подчиненного общественного положения, полностью во власти своего еврейского нанимателя. Язычник-слуга (или работник в израильской армии), который не научится переводить "туманные намеки", будет благочестиво уволен.
Второй метод используется, когда то, что должен сделать язычник -- не отдельное поручение или персональное обслуживание, на что можно "намекнуть" в случае нужды, но постоянная работа без постоянного еврейского присмотра. Согласно этому методу, именуемому "скрытое включение" (хавлаа) шабата в рабочую неделю, язычника нанимают "на всю неделю (год)" без упоминания шабата в контракте. Но на деле работа выполняется только в шабат. Этот метод использовался в прошлом для найма язычника -- гасить свечи в синагоге после молитвы вечером в канун шабата -- вместо того, чтобы позволять им сгорать попусту (поскольку корни евреев -- в древнем Вавилоне, еврейский календарь считает началом календарного дня не утро, а вечер накануне -- шабат начинается в "вечер шабата"- то есть, в пятницу вечером -пер.). Современные израильские примеры: регулирование подачи воды или наблюдение за резервуарами по субботам*21).
Похожая идея используется в случае евреев, но для другой цели. Евреям запрещено получать любую плату за работу в шабат, даже если сама работа -- разрешена. Главный образец здесь -- священные профессии: раввин или ученый талмудист, который проповедует или учит в шабат, кантор, который поет только по субботам и другим святым дням (когда действуют те же запреты), служка в синагоге и т.п. В талмудические времена, и в некоторых странах даже несколько веков спустя, эти должности не оплачивались. Но позднее, когда эти занятия стали оплачиваемыми профессиями, послабление "скрытого включения" было использовано, и их нанимали "помесячно" или "погодно". В случае раввина или ученого талмудиста все еще запутанней, поскольку Талмуд запрещает им получать любую плату за проповеди, преподавание или изучение Талмуда даже в будни*22). Для них дополнительное послабление определяет, что они на деле получают не зарплату, а "компенсацию за безделье" (дмэй батала). В результате этих двух фикций, то, что на деле является зарплатой за работу, в основном, или даже исключительно в шабат, превращается в платеж за безделье в будни. Общественные аспекты послаблений, социальные характеристики этих и многих подобных действий требуют специального упоминания.
Во-первых, основная черта этой системы послаблений, и классического иудаизма в той степени, в которой он основан на них -- обман -- обман прежде всего бога, если это слово стоит применять для иллюзорного сознания, которое так легко надуть раввинам, считающим себя умнее его. Невозможно представить себе большего расхождения, чем между библейским богом (особенно у великих пророков (которые от имени бога часто обличали современную им социальную несправедливость и сильных мира сего -- пер.)) и бога классического иудаизма. Последний больше похож на раннего римского Юпитера, кого тоже водили за нос его верующие, или богов, описанных в "Золотой ветви" Фрезера.
С точки зрения этики, классический иудаизм представляет процесс упадка, который все еще продолжается, и это снижение до племенного свода пустых обрядов и магических суеверий имеет очень серьезные политические и социальные последствия. Потому, что, как следует помнить, именно предрассудки классического иудаизма сильнее влияют на массы евреев, чем те части Библии, или даже Талмуда, которые имеют реальную религиозную и этическую ценность (то же самое можно видеть также на примерах других религий, переживающих сейчас подъем). Что почитается массами самым "святым" и торжественным в богослужебном календаре иудаизма и отмечается даже очень многими еврееями, в других отношениях далекими от религии? Это Коль Нидрей -- молитва в канун Йом Кипура (судного дня -- пер.) -- декламация особенно бессмысленных и лживых послаблений, по которым все личные обеты, которые будут принесены в следующем году заранее объявляются недействительными*23). (Йом Кипур отмечается в начале еврейского нового года -пер.). Или в личной жизни -- молитва Кадиш, которую в дни траура произносят сыновья покойного, чтобы души их родителей попали в рай -- повторение арамейского текста, непонятного для абсолютного большинства.
Вместе с обманом бога совершается обман других евреев, в основном в интересах еврейского правящего класса. Характерно, что никакие послабления не предназначены для еврейских бедняков. Например, еврею, который голодает, но еще не до смерти, раввины (которые сами не слишком часто голодают) не позволят есть никакую запретную пищу, хотя кошерная пища обычно дороже.
Другая основная черта послаблений -- что по большей части они служат духу наживы. Именно это сочетание лицемерия и наживы пронизывает насквозь классический иудаизм. В Израиле, где процесс продолжается, общественное мнение смутно осознает это, несмотря на все промывание мозгов образовательной системой и СМИ. Высокопоставленные религиозные деятели -- раввины и религиозные политики -- не пользуются слишком большим общественным признанием в Израиле. Это же, до некоторой степени, относится ко всем ортодоксальным евреям. Одна из главных причин -- именно их репутация двуличных и алчных. Конечно, общественное мнение (которое часто может основываться на предубеждении) не то же самое, что социальный анализ. Однако в данном случае особенно верно, что ведущие религиозные деятели склонны к жульничеству и взяткам, из-за разлагающего влияния ортодоксального иудаизма. Поскольку в целом в общественной жизни религия -- только одна из социальных сил, ее влияние на массы верующих не так велико, как на раввинов и глав религиозных партий. Честные израильские религиозные евреи (а большинство из них, несомненно, таковы) честны не в результате влияния религии и раввинов, но вопреки им. С другой стороны, в тех немногих сферах общественной жизни Израиля, которыми полностью руководят религиозные круги, уровень жульничества, алчности и продажности печально известен, далеко выходя за рамки "среднего" уровня, терпимого в нерелигозном израильском обществе в целом.
В главе 4-й мы увидим, как власть наживы в классическом иудаизме связана со структурой еврейского общества и его ролью в более широком обществе, в котором евреи жили в "классический" период. Здесь я просто хочу отметить, что жажда наживы не характерна для всех периодов иудаизма. Только платоническая (в данном случае в смысле -- идеалистическая -пер.) путаница, которая ищет метафизической вневременной "сущности" иудаизма, вместо того, чтобы взглянуть на исторические изменения еврейского общества, мешает увидеть это. (И эта путаница всемерно поощряется сионизмом, с его опорой на "исторические права" неисторически выведенные из Библии). Так, защитники иудаизма утверждают, достаточно основательно, что Библия враждебна наживе, а Талмуд к ней безразличен. Но это было вызвано совершенно другими социальными условиями, в которых они были составлены. Как мы уже упоминали, Талмуд был составлен в двух четко очерченных географических районах, в период, когда живущие там евреи составляли общины, основанные на сельском хозяйстве и состояли в основном из крестьян -- весьма отличающиеся, в самом деле, от общин классического иудаизма.
В 5-й главе мы подробно рассмотрим враждебное отношение классического иудаизма к неевреям. Но более важная общественная черта -- основанный на жажде наживы обман богатыми евреями своих ближних -- бедных евреев (как послабления, касающиеся процентов по займам). Здесь я должен признать, несмотря на мое отрицательное отношение к марксизму как к философии так и к социальной теории, что Маркс был вполне прав, когда, в своих двух статьях об иудаизме ("К еврейскому вопросу", написанная в период, когда Маркс был левым гегельянцем, т.е. радикальным либералом, как Шахак -- пер.) он охарактеризовал его как движимый стяжательством -- при условии, что это ограничено иудаизмом, каким он его знал, т.е. -- классическим иудаизмом, который в дни его молодости уже начал разлагаться. Конечно, он высказал это произвольно, внеисторично и без доказательств. Очевидно, он пришел к такому выводу интуитивно (на самом деле, в данном случае Маркс основывался на применении гегельянсства к идеям французской революции о "человеке и гражданине", в более марксистком смысле -- на противоречии буржуазного общества, в котором частный человек-буржуа -- противостоит общественному человеку -- гражданину -пер), но его интуиция в данном случае -- и с должными историческими ограничениями -- верна.
Примечания:
*1/1. Как и в главе 2 я использую выражение "классический иудаизм" когда речь идет о раввинском иудаизме в период с приблизительно 800 г. н.э. и до конца 18 века. Этот период более-менее совпадает с еврейским средневековьем, поскольку евреи жили в средневековых условиях гораздо дольше других европейцев, вплоть до Французской революции. То, что я именую "классическим иудаизмом" можно считать средневековым иудаизмом.
*2/2. Exodus, 15:11.
*3/3. Там же, 20:3-6.
*4/4. Иеремия, 10, та же тема подхвачена Вторым Исайей (Исайя, 44).
*5/5. Каббала, конечно, тайное учение, и ее подробное изучение ограничивалось специалистами. В Европе, особенно после 1750 года, принимались строжайшие меры для сохранения ее в секрете и запрета ее изучения, кроме как для зрелых исследователей под пристальным наблюдением. Необразованные еврейские массы в Восточной Европе не имели представления о каббалистической доктрине, но она проникала к ним в форме суеверий и магичесих обрядов.
*6/6. Многие современные еврейские мистики верят, что этой цели можно достичь быстрее путем войны с арабами, изгнания палестинцев, или даже организацией многочисленных еврейских поселений на Западном Берегу. Растущее движение за построение Третьего Храма также основано на подобных идеях (обратите внимание, что для этой цели предполагается разушить ныне стоящую на развалинах предыдущих двух храмов мечеть Аль-Акса. Это несомненно вызвало бы кошмарные последствия не только для Израиля и Палестины. Эти фанатики действуют без всяких препятствий и даже с поощрения государства. Единственное, что их задерживает - необходимость найти совершенно рыжую корову, чьим пеплом после жертвоприношения полагается освятить храм (согласно религиозной традиции) -пер.)
*7/7. Ивритское слово, использованное здесь - йехуд, означающее буквально - единство в уединенном месте - то же, которое применяется в юридических текстах (касающихся брака и т.п.) по отношению к половому сношению.
*8/8. Так называемое Кедушбаб Шлишит (третья святость), вставленное в молитву Ува Лецион в конце утренней молитвы (Числа, 29.9-10).
*9/9. Числа, 29.
*10/10. Сила Сатаны и его связь с неевреями, хорошо видна в широко распростаненном обычае, установившимся под влиянием каббалы во многих еврейских общинах с 17 века. Еврейка, возвращающаяся после ежемесячного ритуального очистительного омовения (после менструаций -пер.), после которого она обязана совершить половой акт с мужем , должна опасаться встречи с одним из четырех адских созданий - нееврем, свиньей, собакой или ослом. Если она действительно их встретит, ей нужно омыться еще раз. Этот обычай (среди прочих) защищается в книге Шнет Мусар , посвященной еврейской морали , впервые опубликованной в 1712 веке, весьма популярной среди евреев Восточной Европы и исламских стран до начала 20 века, и до сих пор широко используется в некоторых ортодоксальных кругах.
*11/11. Это предписывается в мельчайших подробностях. Например, ритуальное омовение рук не может производиться под краном, каждую кисть руки нужно мыть один раз, водой из кружки (предписанного минимального размера (такие приблизительно литровые кружки с двумя ручками находятся не только в домах религиозных евреев, но и в общественных уборных - пер.)), которую держат в другой руке. Действительно грязные руки практически невозможно отмыть таким образом, но это практическое соображение ,очевидно, несущественно. Классический иудаизм предписывает массу подобных подробных обрядов, которым каббала придает важное значение. Есть, например, масса точных правил поведения в уборной. Вне уборной нельзя мочиться на север, поскольку север ассоциируется с Сатаной.
*12/12. "Толкование" - мое выражение. Классическая (и современная ортодоксальная ) точка зрения - что талмудическое значение, даже если оно противоречит прямому смыслу Библии - всегда то, которым надо пользоваться.
*13/13. Согласно апокрифической истории, знаменитый еврейский евретик 19 века заметил в этой связи, что запрет на совершение прелюбодеяния повторен только дважды. "Очевидно, из этого следует, что нельзя есть прелюбодеяние или варить его, но дозволено наслаждаться им".
*14/14. Ивритское слово "реаха" передано в Библии Короля Якова (образцовом англоязычном переводе -пер.) (и многих других англиских переводах) не совсем точно - "твой сосед". Однако в Самуил (Второй) 16:17 то же самое слово в той же Библии Короля Якова переведено более точно - "твой друг".
*15/15. Мишна примечательно свободна от этого, особенно вера в демонов и колдовство в ней встречаются сравнительно редко. Вавилонский Талмуд, с другой стороны, полон отъявленных суеверий.
*16/16. Или, точнее, во многих частях Палестины. Очевидно, это право применялось там, где еврейское население преобладало в 150-200 гг.н.э.
*17/17. Поэтому несионисткие ордоксальные евреи в Израиле открывают в субботние годы специальные магазины, продающие фрукты и овощи, выращенные арабами на арабской земле.
*18/18. Зимой 1945-46 года (в ближневосточном климате сельскохозяйственные работы проводятся круглый год -пер.) я сам, мальчик, не достигший 13 летнего возраста (по еврейским религиозным законам совершеннолетие наступает с 13 лет для мужчин и с 12 лет для женщин -пер.) участвовал в подобной церемонии. Человек, отвечающий за земледелие в религиозной сельскохозяйственной школе, которую я посещал, был крайне благочестив и считал, что лучше всего, если критическое действие - убирание доски - произведет сирота, не достигший 13 лет, неспособный совершить грех сам, или ввести кого-то в грех. (Мальчик до этого возраста не может согрешить, его отец, если таковой имеется, несет отвтственность). Мне все тщательно объяснили заранее , включая обязаннось сказать :"мне нужна эта доска", которая на самом деле не была нужна.
*19/19. Например, Талмуд запрещает еврею наслаждаться светом свечи, зажженой в шабат неевреем, если только тот не зажег ее для себя до того, как еврей вошел в комнату.
*20/20. Один из моих дядей в довоенной Варшаве использовал еще более тонкий прием . У него была служанка-нееврейка, по имени Марыся и он взял за правило, проснувшись после дневного сна в субботу, говорить, сначала спокойно "как здорово бы было, если ,"- а потом, повышая голос до крика : "Марыся принесла бы нам чаю!". Его считали крайне благочестивым и богобоязненным, и он даже и не думал о том, чтобы выпить каплю молока в течении шести часов после мясного. В его кухне было две раковины, одна для мытья посуды из-под мяса, другая - для молочной (такие две раковины есть во многих израильских домах, даже не обязательно у религиозных. Мы снимаем квартиру у нерелигиозных евреев, и в кухне есть две раковины -пер.).
*21/21. Иногда происходят досадные ошибки, потому, что подобная работа может быть весьма удобной - 6 выходных в неделю. Город Бней Брак рядом с Тель-Авивом, где большинство жителей - религиозные евреи , был потрясен ужасным скандалом в 1960-е годы. После смерти шабатнего гоя, которого нанимали в течении более 12 лет для надзора за водоснабжением в субботу, выяснилось, что он был не христианин, а еврей! Поэтому, когда был нанят его преемник, друз (член арабского религиозного течения, чьи последователи считаются более лояльными к Израилю, чем арабы-мусульмане и христиане, но подвергаются той же дискриминации -пер.), городские власти потребовали, и получили, от правительства удостоверение, подтверждающее , что их новый работник - нееврей чисто нееврейского происхождения. Ходили достоверные слухи, что к делу привлекли спецслужбы.
*22/22. В отличие от этого, за преподавание Библии на начальном уровне можно получать плату. Это всегда рассматривалось как малоуважаемое и низкоплачиваемое занятие (такой учитель, так называемый меламед - печально-комическая фигура восточноевропейского еврейского фольклора и литературы -пер.)
*23/23. Другой "крайне важный" обряд - трубить в бараний рог (шофар на иврите -пер.) на праздник Рош ха-Шана, чья цель - сбить с толку Сатану .
<- предыдущая часть | оглавление | следущая часть -> |