Rambler's Top100
  Русский ИДИОТ  ПУБЛИЦИСТИКА / перепечатки   

оригинал: http://www.left.ru/bib/shahak/shahak1.html


ИСРАЭЛЬ ШАХАК
<- к началу Еврейская история, еврейская религия:
тяжесть трех тысяч лет
продолжение ->

Глава 2. Предубеждение и увертки.

Первая трудность при обсуждении этого вопроса -- термин "еврей" использовался в последние полтора века в двух разных значениях. Чтобы понять это, попробуем представить себя в 1780 году. Тогда общепризнанное значение слова "еврей" в основном совпадало с тем, как сами евреи определяли свою собственную идентичность. Прежде всего это была религия, но предписания религии управляли всей жизнью, общественной и личной, среди евреев и в их отношениях с неевреями. Тогда еврей буквально не мог даже выпить стакан воды в доме нееврея. Те же основные правила поведения с неевреями действовали одинаково от Йемена до Нью-Йорка. Как не определяй евреев в то время -- я не собираюсь вдаваться в философские тонкости различия между терминами типа "народ" и "нация"*1) -- ясно, что все еврейские общины того времени были обособлены от нееврейских, среди которых они жили.

Однако, все это изменилось в результате двух параллельных процессов -- начавшихся в Голландии и Англии, продолжившихся в революционной Франции и странах, последовавших примеру Французской революции, а потом в монархиях 19 века -- евреи получили значительные личные права (в некоторых случаях -- полное равенство перед законом), и юридическая власть еврейской общины над ее членами была разрушена. Следует заметить, что оба эти явления произошли одновременно, и что второе даже более важно, хотя менее широко известно, чем первое.

Со времен Римской империи еврейские общины имели значительную юридическую власть над своими членами. Не только власть, которая проистекала из добровольного применения общественного давления (например, отказ общаться с евреем, исторгнутым из общины, или даже хоронить его тело), но и чистого принуждения: возможности бичевать, заключать в тюрьму, исключать -- все это могло быть сделано вполне законно с евреем раввинским судом за все виды проступков. Во многих странах, например, в Испании и Польше, даже смертная казнь могла быть применена, включая иногда особо жестокие формы, вроде бичевания до смерти. Все это не только позволялось, но и поощрялось и в христианских, и в мусульманских странах государственными властями, которые, кроме общей заинтересованности в сохранении "закона и порядка", в некоторых случаях имели и более прямую материальную заинтересованность. Например, в испанских архивах с 13 и 14 веков сохранились приказы самых благочестивых католических королей Кастилии и Арагона, требующих от не менее благочестивых чиновников сотрудничать с раввинами, заставляющими евреев соблюдать субботу. Почему? Потому, что если еврей был оштрафован раввинским судом за нарушение субботы, 9/10 штрафа доставалось королю -- очень прибыльный и действенный договор. Можно также процитировать письмо, написанное незадолго перед 1832 годом знаменитым раввином Моше Софером из Прессбурга (ныне Братислава) в тогдашнем автономном Венгерском королевстве в составе Австрийской империи, адресованное в Вену, столицу Австрии, где евреям уже были даны некоторые значительные личные права*2). Он оплакивал тот факт, что, с тех пор как еврейская община в Вене потеряла свою власть наказывать нарушителей, евреи там утратили религиозное рвение и добавляет: "Здесь, в Прессбурге, когда я слышу, что еврейский лавочник осмелился открыть лавку в меньший праздник (Ханука или Пурим -- пер.), я немедленно посылаю полицейского посадить его".

Это был самый важный факт еврейского существования до появления современного государства: соблюдение религиозных законов евреями, как и их приобщение к традиции через образование, были навязаны им физическим принуждением, которого они могли избегнуть, только приняв религию большинства -- весьма непрактичный поступок, даже в условиях религиозного кризиса*3), поскольку это означало полный разрыв социальных связей.

Тем не менее, с установлением современного государства, еврейская община потеряла власть наказывать или запугивать своих членов. Узы одного из самых закрытых из всех "закрытых обществ", одного из самых тоталитарных обществ за всю историю человечества, были расторгнуты. Это освобождение пришло в основном извне,и хотя некоторые евреи и помогали этому изнутри, их было поначалу очень мало. Такая форма освобождения имела очень печальные последствия для будущего. Как и в случае с Германией (согласно замечательному исследованию А. Дж.П. Тэйлора), легко было связать реакцию и патриотизм, поскольку на деле личные права и равенство перед законом принесли в Германию армия Французской революции и Наполеон. Можно было клеймить свободу как "негерманскую", точно так же, как оказалось очень легко среди евреев, особенно в Израиле, повести весьма эффективную войну против всех идей гуманизма и власти закона (не говоря о демократии) как чего-то "нееврейского" или "антиеврейского". Таковыми они и были, в историческом смысле -- принципы, которые можно использовать "в интересах евреев", но которые не имеют никакой значимости против "интересов евреев", например, когда арабы ссылаются на эти принципы. Это также привело -- снова точь-в-точь как в Германии и других странах Центральной Европы -- к лживой, сентиментальной и ультраромантической еврейской историографии, из которой выбросили все неудобные факты.

Так что невозможно найти в обширных трудах Ханны Арендт о тоталитаризме, или о евреях, или о том и другом*4), малейшего намека на то, чем была на самом деле еврейская община в Германии в 18 веке: сожжение книг, осуждение писателей, диспуты о магической силе амулетеов, запереты на самое элементарное нееврейское образование -- например, изучение правильного немецкого языка или немецкого правописания на латинском алфавите*5). Так же невозможно найти в многочисленных англоязычных "еврейских историях" элементарных фактов об отношении еврейского мистицизма (так модного сейчас в некоторых кругах) к неевреям. Они буквально считались частями тела Сатаны, и те немногие из них -- несатанинские личности (то есть те, кто обратился в иудаизм), на самом деле -- "еврейские души", потерянные, когда Сатана изнасиловал Святую Даму (Шехину или Матронит, одну из женских составляющих Божественной главы, сестру и жену молодого бога мужского пола, согласно кабалле) в ее небесном чертоге. Крупные авторитеты, такие как Гершом Шолем, употребили свое влияние на создание в этих "деликатных" вопросах системы обманов, самые распространенные из которых -- самые бесчестные.

Но социальные последствия процесса либерализации были таковы, что впервые с времен приблизительно 200 н.э.*6), еврей мог свободно делать то, что хотел, в границах гражданского права своей страны, без необходимости платить за эту свободу обращением в другую религию. Свобода учиться и читать книги на иврите, не одобренные раввинами (ранее одобряться должна была каждая книга на иврите или идиш), свобода есть некошерную пишу, свобода игнорировать многочисленные бессмысленные табу в сексуальной жизни, даже свобода мыслить (потому, что "запретные мысли" -- один из самых тяжких грехов) -- все это было даровано европейским евреям (и впоследствии евреям других стран) новыми или даже абсолютистскими европейскими властями, хотя последние в то же время были антисемитскими и угнетающими. Николай Первый был известный антисемит и издал много законов против евреев. Но он также усилил органы "закона и порядка" в России -- не только секретной полиции, но и уголовной, и жандармерии -- в результате чего стало трудно убивать евреев по приказу раввинов, в то время как в Польше до раздела 1795 года это было довольно просто. "Официальная" еврейская история проклинает его в обоих случаях. Например, в конце 30-х годов святой раввин (цадик) маленького местечка на Украине приказал убить еретика, бросив его в кипящий котел городской бани, и современные еврейские источники с изумлением и ужасом отмечают, что взятки "больше не действовали", и не только исполнители, но и святой были сурово наказаны. Правительство Меттерниха в Австрии до революции 1848 года было позорно известно своей реакционностью и враждебностью к евреям, но оно не позволяло отравлять людей, даже либеральных раввинов. В 1848 году, когда власть временно ослабла, первое, что главы еврейской общины в галицийском городе Лемберге (ныне Львов) сделали в условиях новообретенной свободы -- отравили либерального раввина, которого маленькая группа неортодоксальных евреев пригласила из Германии. Одной из его величайших ересей, кстати, была защита и отправление обряда Бар Мицва (празднования совершеннолетия мальчика, достигшего возраста 13 лет в иудаизме -- пер.), недавно изобретенного.

Освобождение извне

В последние 150 лет, таким образом, термин "еврей" получил двоякое значение, к величайшему смущению некоторых благонамеренных людей, особенно в англоговроящих странах, которые считают, что их знакомый еврей "представляет" евреев "вообще". В странах Восточной Европы, как и в арабском мире, евреи были освобождены от тирании их собственной религии и их собственной общины внешними силами, слишком поздно и при обстоятельствах слишком неблагоприятных для подлинно глубокого восприятия общественных изменений . В большинстве случаев, особенно в Израиле, старые основы общества, та же идеология -- особенно по отношению к неевреям -- и та же самая крайне фальшивая концепция истории были сохранены. Это относится даже к некоторым из евреев -- участников "прогрессивных" или левых движений. Если присмотреться к радикальным, социалистическим и коммунистическим партиям, можно обнаружить немало замаскированных еврейских шовинистов и расистов, которые вступили в эти партии только ради "еврейских интересов" и в Израиле выступают за "анти-гойскую" дискриминацию. Взгляните только, скольо еврейских "социалистов" ухитрились писать о кибуцах, не потрудившись упомянуть, что это -- расистские организации, участие в которых израильских граждан-нееврев полностью исключено. И это -- типичное явление.*7)

Избегая ярлыков, основанных на невежестве и лицемерии, мы видим, что слово "еврейство" и его значения описывает две различные и даже противоположные общественные группы, и в результате израильской политики связь между ними быстро утрачивается. С одной стороны, это традиционное тоталитарная община, описанная выше, с другой стороны -- это урожденные евреи, принявшие идеи "открытого общества" Карла Поппера. (Есть -особенно в США -- также те, кто эти идеи не принял, но пытается сделать вид).

Важно заметить, что все предположительно "еврейские черты" -- под которыми я подразумеваю то, что вульгарные, так сказать, интеллектуалы Запада приписывают "евреям" -- это современные черты, совершенно неизвестные в на протяжении большей части еврейской истории, и появляются только тогда, когда тоталитарная еврейская община начинает терять свою власть. Возьмем, к примеру, знаменитое еврейское чувство юмора. Юмор не только крайне редок в ивритской литературе до 19 века (и появляется лишь в некоторые периоды, в странах, где богатые и влиятельные евреи были относительно свободны от раввинского ярма, как в Италии в 14-17 вв. или мусульманской Испании), но юмор и шутки строжайше запрещены еврейской религией -- кроме, что примечательно, шуток над другими религиями. Сатира против раввинов и лидеров общин никогда не признавалась иудаизмом, даже в малейшей степени, в отличии от латиноязычного христианства. Не существовало еврейских комедий, как не было их в Спарте, и по схожим причинам*8). Или любовь к образованию. Кроме чисто религиозного образования, которое само было в упадочном состоянии, евреи Европы (и в несколько меньшей степени -- также в арабских странах) жили под гнетом крайнего презрения и ненависти к любому образованию (за исключением Талмуда и еврейских мистиков). Большие куски Библии, вся небогослужебная ивритская поэзия, большинство сочинений по еврейской философии не читались, и даже сами их названия часто предавались анафеме. Изучение любых языков было строго запрещено, также как изучение математики и естественных наук. География *9), история -- даже еврейская история -- были совершенно неизвестны. Критический дух, предположительно свойственный евреям, полностью отсутствовал, и ничто не было более запретным, пугающим и в результате -- наказуемым, как самое скромное нововведение или самая невинная критика.

Это был мир, погруженный в самые жалкие суеверия, фанатизм и невежество, мир, в котором предисловие к первой географической книге на иврите (опубликованной в 1803 году в России) с грустью отмечало, что многие великие раввины отрицали американский континент и называли его существование "невозможным". Между этим миром и тем, что часто считается на Западе "еврейским", ничего общего нет, кроме сбивающего с толку названия.

Тем не менее, большое количество нынешних евреев вздыхают об этом мире, их потерянном рае, удобном закрытом обществе, из которого их не сколько освободили, сколько изгнали. Значительная часть сионистского движения всегда мечтала восстановить его -- и эта часть оказалась у власти. Многие мотивы израильской политики, которая так ставит в тупик бедных сбитых с толку западных "друзей Израиля", очень хорошо понятны, если рассматривать их просто как реакцию, реакцию в политическом смысле, который это слово имело последние двести лет: насильственное, и во многих случаях новоизобретенное, т.е. иллюзорное, возвращение к закрытому обществу еврейского прошлого.

Препятствия для понимания

Исторически можно показать, что закрытое общество не заинтересованно в самоописании, потому что любое описание -- это частично форма критического анализа, и поэтому может поощрить критические "запретные мысли". Чем больше общество открывается, тем больше оно заинтересовано в размышлениях, вначале критических и разрушительных, о себе, своем нынешнем состоянии и прошлом. Но что происходит, когда часть интеллектуалов решается вернуть общество, которое уже довольно-таки открыто, обратно к его закрытому, тоталитарному состоянию? Тогда те же средства прогресса -- философия, наука, история и особенно социология -- становятся самыми эффективными орудиями этого "предательства интеллектуалов". Они извращаются для того, чтобы служить обману, и разлагаются.

Классический иудаизм*10) был мало заинтересован в описании или объяснении себя членам своей собственной общины, как образованным (в талмудическом смысле), так и необразованным*11). Важно, что написание еврейской истории, даже в самом сухом хронологическом стиле, полностью прекратилось со времени Иосифа Флавия (конец первого века) вплоть до Возрождения, когда она ожила на короткое время в Италии и других странах, где евреи испытывали сильное влияние итальянцев*12). Типично, что раввины боялись еврейской истории даже больше, чем всемирной, и первая историческая книга нового времени на иврите (16 век) называлась "История французских и оттоманских королей". За ней последовали некоторые истории преследования евреев. Первая книга, посвященная еврейской истории как таковой*13) -- древней истории -- была тут же запрещена и преследовалась высшими раввинскими властями. Она появилась снова лишь в 19 веке. Раввинские власти Восточной Европы далее заявили, что все неталмудические исследования должны быть запрещены, даже если в них нет ничего такого, что требовало бы отдельной анафемы. Причина -- они отнимают время, которое нужно тратить или на изучение Талмуда, или на делание денег -- на поддержку тех, кто изучает Талмуд. Только одна лазейка была оставлена -- время, которое даже самый благочестивый еврей проводит в туалете. В этом нечистом месте священные науки было запрещено изучать, и поэтому было разрешено читать там историю, если она была написана на иврите и полностью лишена упоминания о религии, то есть историю неевреев. (Можно представить себе, что немногие тогдашние евреи, которые -- несомненно по наущению Сатаны -- заинтересовались историей французских королей, постоянно жаловались соседям на ужасный запор...) В результате, двести лет назад большинство евреев ничего не знали не только о существовании Америки, но и о еврейской истории и современном состоянии еврейства -- и были этим вполне довольны.

Тоталитарная история

Однако в одном вопросе они не могли почивать на лаврах -- вопросе о христианской критике тех частей Талмуда и талмудической литературы, которые направлены против христиан или в целом против гоев. Важно заметить, что эта критика возникла сравнительно поздно в истории христианско-еврейских отношений -- только в 13 веке. (До этого христиане нападали на иудаизм используя или библейские, или общие аргументы, но, похоже, не имели никакого представления о содержании Талмуда). Борьба христиан против Талмуда, очевидно, исходила от евреев, обращенных в христианство, хорошо знакомых с Талмудом, и во многих случаях привлеченных развитием христианской философии -- ее аристотелевским (и, значит, универсальным) характером*14).

Следует признать с самого начала, что Талмуд и талмудическая литература -- не говоря о мощной анти-гойской составляющей, которая будет подробнее описана в главе 5 -- содержит весьма оскорбительные утверждения и правила, именно антихристианские. Например, кроме ряда грязных сексуальных обвинений против Иисуса, Талмуд утверждает, что его наказание в аду -- погружение в кипящие испражнения -- утверждение, не слишком способствующее сочувствию к Талмуду со стороны верующих христиан. Или предписание, требующие от евреев сжигать, если возможно -- публично, любой экземпляр Нового завета, попавший им в руки. (Это правило не только остается в силе, но и применяется сегодня -- 23 марта 1980 года сотни экземпляров Нового завета были публично и с соответствующими церемониями сожжены в Иерусалиме под руководством Яд Леахим, еврейской религиозной организацией, получающей деньги от израильского министерства по делам религии.)

Так или иначе, сильнейшая критика, хорошо обоснованная во многих случаях, против талмудического иудаизма, началась в Европе с 13 века. Мы имеем в виду не невежественную клевету, вроде использовании крови христианских младенцев, проповедуемую неграмотными монахами в маленьких провинциальных городках, но серьезные дискуссии в лучших европейских университетах того времени, проводимые так справедливо, как это было возможно в средневековье*15).

Каков был еврейский (или скорее раввинский) ответ? Самый простой -- с помощью древнего оружия -- подкупа и влияния. В большинстве европейских стран, большую часть той эпохи, все что угодно могло быть улажено за взятку. И нигде это не было вернее, чем в папском Риме эпохи Возрождения. Принципы полного свода талмудического права, Мишне Тора Маймонида -- изобилующая не только самыми оскорбительными правилами против всех гоев, но и прямыми атаками на христианство и Иисуса (после имени которого автор благочестиво добавляет "Да сгинет имя грешника") -- было напечатано без всяких сокращений в Риме в 1480 году, при папе Сиксте IV, весьма активном политически, постоянно нуждавшемся в деньгах. (Несколькими годами ранее единственная старая версия "Золотого осла" Апулея, из которой не были вычеркнуты яростные нападки на христианство, была также опубликована в Риме). Александр VI Борджия был весьма либерален в этом отношении.

Даже в эту эпоху, как и ранее, всегда находились страны, в которых проводились анти-талмудические преследования. Но более постоянные и широко распространенные нападения пришли с Реформацией и Контрреформацией, которые принесли более высокие требования интеллектуальной честности, как и лучшее знание иврита христианскими исследователями. С 16 века вся талмудическая литература, включая сам Талмуд, подвергалась христианской цензуре в разных странах. В России так продолжалось до 1917 года. Некоторые цензоры, например, голландские, были более снисходительны, другие -- более ревностны, и оскорбительные выражения исключались или изменялись.

Все исследования иудаизма Нового Времени, особенно сделанные евреями, вышли из этого конфликта, и по сей день несут неизгладимую печать своего происхождения: обман, восхваления или враждебная полемика, безразличие или даже открытое неприятие поисков истины. Почти все так называемые еврейские труды по иудаизму, с тех времен до наших дней, -- скорее полемика с внешним врагом, чем внутренние споры.

Важно заметить, что первоначально такова была историография всех известных нам обществ (за исключением древней Греции, чьи ранние свободомыслящие историки подверглись нападкам позднейших софистов за недостаток патриотизма!) Так было с ранними католическими и протестантскими историками, которые полемизировали друг против друга. Так же ранние европейские национальные истории были пропитаны грубейшим национализмом и презрением к соседям. Но рано или поздно приходит время, когда делаются попытки понять национального или религиозного соперника и в то же время -- критиковать определенные глубоко укорененные и важные черты своей стороны, и обе эти тенденции идут рядом. Только тогда историография превращается -- как хорошо сказал Ритер Гейл -- в "спор без конца", вместо продолжения войны историографическими средствами, только тогда гуманная историография, стремящаяся к точности и честности, возможна, и становится мощным орудием гуманизма и самообразования.

Именно поэтому тоталитарные режимы нового времени переписывают историю или преследуют историков*16). Когда все общество стремится вернуться к тоталитаризму, пишется тоталитарная история, не под давлением сверху, но при побуждении снизу, которое гораздо действеннее. Именно это произошло с еврейской историей, и это -- первое препятствие, которое приходится преодолевать.

Защитные механизмы

Каковы были другие способы (кроме взяток), применявшиеся еврейской общиной, в союзе с внешними силами, чтобы отразить нападение на Талмуд и другую религиозную литературу? Несколько методов можно выделить, все они имеют важные политические последствия, отраженные в нынешней израильской политике. Хотя было бы скучно проводить в каждом случае параллель с Бегиным или лейбористами-сионистами, я уверен, что читатели, немного знакомые с ближневосточной политикой, сами смогут заметить сходство.

Первый механизм -- скрытый вызов при внешнем подчинении. Как сказано выше, талмудические нападки на христианство и гоев*17) пришлось убрать или изменить -- давление было слишком сильным. Что делалось: некоторые самые оскорбительные фразы были выброшены из всех европейских изданий с середины 16 века. Во всех остальных, слова "язычник" (гой), "нееврей" (эйно ехуди), "чужестранец" (нохри) -- которые встречались во всех древних рукописях и изданиях, как и в книгах, опубликованных в исламских странах -- были заменены на слова "идолопоклонник", "паган" или даже "ханнаней" или "самаритянин", которые могли быть оправданы перед цензурой, но которые читатель-еврей мог понять как эвфемизмы старых выражений.

С усилением давления, защита тоже становилась более изощренной, часто с долгосрочными трагическими последствиями. В некоторые периоды в царской России цензура становилась свирепее, и, понимая, к кому относятся вышеупомянутые выражения, запрещала их также. Поэтому раввинские власти заменили их словами "араб" или "мусульманин" (на иврите -- ишмаэли -- что значит и то, и другое) или иногда "египтянин", справедливо рассудив, что царские власти не будут возражать против таких оскорблений. В то же время перечень "пропусков в Талмуде" ходил в списках, объясняя все новые слова и указывая на опущенные . Время от времени на титульном листе каждого тома талмудической литературы печаталось общее опровержение, в котором торжественно заявлялось, иногда клятвенно, что все враждебные выражения направлены только против древних идолопоклонников или даже против давно исчезнувших ханнанитов, а отнюдь не против "людей, на чьей земле мы живем". После завоевания Индии Британией некоторые раввины додумались заявить, что самые вызывающе гнусные выражения, используемые ими, имели в виду только индийцев. Иногда мальчиками для битья служили аборигены Австралии.

Не стоит и говорить, что все это была намеренная ложь с начала до конца, и после основания Израиля, когда раввины почувствовали себя в безопасности, все оскорбительные фразы и выражения были восстановлены без колебаний в новых изданиях. (Из-за огромных расходов на подготовку нового издания, значительная часть талмудической литературы, включая сам Талмуд, до сих пор перепечатывается со старых изданий. Поэтому вышеупомянутые "пропуски в Талмуде" сейчас печатаются в Израиле в дешевых изданиях, под названием Херсонот Шас.) Так что теперь можно свободно прочесть -- и еврейских детей этому учат -- подобные отрывки*18), в которых от каждого еврея требуется, проходя мимо кладбища, благословить его, если это кладбище еврейское, но проклять матерей покойных*19), если кладбище нееврейское. В старых изданиях проклятие было пропущено, или слово "гои" было заменено эвфемизмом. Но в новом израильском издании раввина Адина Штейнзальца (с ивритскими комментариями и примечаниями к частям текста на арамейском языке, чтобы у школьников не осталось никаких неясностей, что они обязаны произнести) недвусмыленные слова "гои" и "чужестранцы" были восстановлены.

Под внешним принуждением раввины обманчиво исключили или изменили отдельные отрывки -- но не реальные действия, которые в них требовались. Необходимо иметь в виду, не в последнюю очередь самим евреям, что в течение веков наше тоталитарное общество постоянно отравляло сознание своих членов, и продолжает это делать. (Эти негуманные обычаи не могут быть объяснены как простая реакция на антисемитизм и преследование евреев -- это избыточное варварство, направленное против всех и каждого из человеческих существ. Благочестивый еврей, первый раз прибывший в Австралию, и проходящий мимо кладбища аборигенов, должен -- для почитания "бога" -- проклять матерей погребенных там). Отказываясь смотреть в лицо реальности, мы все становимся частью обмана и соучастниками отравления нынешних и будущих поколений, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Обман продолжается

Современные исследователи иудаизма не только продолжают этот обман, но и усовершенствоали старые раввинские способы -- как в отношении наглости, так и в отношении лжи. Я опускаю многочисленные рассказы об антисемитизме, не стоящие серьезного рассмотрения, и приведу только три частных примера и один общий -- более современного "научного" обмана.

В 1962 году часть вышеупомянутого Маймонидского Кодекса, так называемая Книга Познания, содержащая самые основные правила иудаизма в теории и на практике, была опубликована в Иерусалиме в двуязычном изданиии -- с английским переводом ивритского текста*20). Ивритский текст был восстановлен в первоначальной чистоте, и приказ истребить евреев-еретиков появился полностью: "Это ваш долг истребить их вашими собственными руками". В английском переводе это было слегка смягчено: "Это ваша обязанность принять меры к их искоренению". Но далее ивритский текст приводит примеры "еретиков", подлежащих истреблению: "Такие как Иисус из Назарета и его последователи, и Цадок и Байтос*21) и их последователи, да сгинет имя нечестивцев". Ни одно слово из этого предложения не появляется на английской странице 78а. И, что еще важнее, несмотря на широкое распространение этой книги среди исследователей англоязычных стран, ни один из них, насколько мне известно, не протестовал против этого наглого обмана.

Второй пример -- из США, опять из английского перевода книги Маймонида. Он был не только кодификатором Талмуда, но также и философом; его "Проводник сбившегося с пути" справедливо рассматривается как крупнейшее достижение еврейской религиозной философии, широко читается и используется в наши дни. К сожалению, помимо своего отношения к неевреям вообще и христианам в частности, Маймонид был также антинегритянский расист. В конце "Проводника", в важной главе (книга 3, глава 51) он обсуждает, каким путем различные группы людей могут достичь высшей религиозной ценности -- подлинного поклонения богу. Среди тех, кто неспособен к этому даже приблизиться --

"Некоторые из тюрков (т.е. монголоидная раса) и кочевники Севера, и черные и кочевники юга, и те, кто похож на них в нашем климате. И их естество подобно естеству бессловесных тварей, и, по моему мнению, они не находятся на уровне человеческих существ, и их место во вселенной -- ниже человека и выше обезьяны, поскольку они имеют образ и подобие человека больше, чем обезьяны."

Итак, как быть с такими выражениями в самом важном и необходимом источнике по иудаизму? Сказать об этом правду и принять ее последствия? Боже упаси! Признать (как многие христианские исследователи поступали в схожих обстоятельствах), что этот важнейший еврейский авторитет был крайним расистом по отношению к неграм и таким образом попытаться подняться к реальному гуманизму? Забудьте об этом. Я могу вообразить себе еврейских исследователей в США, совещающихся: "Что делать?" -- потому, что книгу необходимо перевести, поскольку многие американские евреи уже не знают иврита. В результате коллективного ли, личного ли решения, был найден превосходный выход: в популярном американском переводе "Проводника", впервые опубликованного в 1925 году и с тех пор многократно перепечатанном, в том числе в дешевых изданиях, ивритское слово куши, которое значит "черный", появилось в виде транслитеррации -- "кушит", слово бессмысленное для незнающих иврит, или для тех, кому раввин не даст любезно устные пояснения*22). Все эти годы ни слова не было сказано о первоначальном обмане или социальной реальности, стоящей за его продолжением, в том числе в разгар деятельности Мартина Лютера Кинга, которую поддерживали многие раввины, не говоря уж о других видных евреях, многие из которых не могли не знать об этом анти-негритянском расизме -- части их еврейского наследия*23).

Конечно, из этого можно вывести, что немало из поддержавших Мартина Лютера Кинга раввинов были или расисты, которые помогали ему из тактических соображений "еврейского интереса" (желая заручиться поддержкой черных для американских евреев и израильской политики), или законченные лицемеры, вплоть до шизофренического раздвоения, способные моментально перескочить от скрытого крайнего расизма к провозглашаемому участию в антирасисткой борьбе -- и назад -- и снова вперед.

Третий пример -- из труда, который гораздо менее значим с научной точки зрения -- но тем более популярен: "Радости идиш" Лео Ростена. Эта жизнерадостная книжка -- впервые опубликованная в США в 1968, и много раз перепечатанная, в том числе в бумажной обложке уважаемым издательством "Пингвин" -- своего рода словарик идишских слов, часто употребляемых евреями и даже неевреями в англоговорящих странах. К каждому слову, вдобавок к подробному объяснению и более-менее смешным историям с его использованием, также дается этимологическая справка (довольно точная, в целом) о языке, из которого слово попало в идиш и его значение этом языке. Слово шайгец -- которое значит в основном "нееврейский мальчик или молодой человек " -- исключение: этимология таинственно ссылается на "ивритское происхождение", не давая формы или значения оригинального ивритского слова. Однако к слову шикса -- женской форме от шайгец -- автор приводит оригинал -- шегец и определяет его ивритское значение как "изъян". Это отъявленная ложь, как знает каждый, кто знакомый с ивритом. Ивритско-английский современный словарь Меггидо, опубликованный в Израиле, правильно определяет шегец как: "нечистое животное, отвратительное создание, отвращение (разговорное -- произносится шайгец) -- негодяй, непослушный юнец, нееврейский юнец"

Последний, более общий пример, если это возможно, даже более отталкивающий, чем остальные. Он касается отношения движения хасидов к неевреям. Хасидизм -- продолжение (и деградация) еврейского мистицизма -- существующее и ныне движение, с сотнями тысяч ревностных последователей, фанатически преданных своим "святым раввинам", некоторые из которых занимают видное положение в Израиле, в руководстве большинства партий и имеют даже еще большее влияние в высшем армейском руководстве.

Каковы же взгляды этого движения на неевреев? Для примера, возьмем легендарную Хатания, основную книгу движения Хаббад, одного из самых важных ветвей хасидизма. Согласно этой книге, все неевреи -- полностью сатанинские создания, "в которых нет совершенно ничего доброго". Даже нееврейский зародыш полностью отличается от еврейского. Само существование неевреев имеет значение постольку, поскольку все они были созданы исключительно ради евреев.

Эта книга выдержала массу изданий, и ее идеи развиваются в многочисленных "беседах" нынешнего наследственного фюрера (очевидно, это идишское слово аналогично немецкому фюрер -- вождь -пер.) Хаббада, так называемого Любавического ребе М.М. Шнеерзона, руководящего этой могущественной всемирной организацией из Нью-Йорка. В Израиле эти идеи широко распространяются среди населения, в школах и в армии (согласно показаниям Шуламит Алони, члена Кнессета, эта пропаганда Хаббада особенно усилилась накануне израильского вторжения в Ливан в марте 1978 года, с целью убедить военных врачей и медсестер не оказывать медицинскую помощь "раненным язычникам". Это фашистское увещевание не указывало специально на арабов или палестинцев, но просто на "язычников" -- гоим (множественная форма слова в иврите -- пер.) Бывший президент Израиля Шазар был ярым последователем Хаббада, и многие ведущие израильские и американские политики, во главе с премьер-министром Бегином, публично поддерживали его, несмотря на значительное недовольство Любавическим ребе. В Израиле его широко критикуют за отказ приехать на святую землю даже на короткий срок, и пребывание в Нью-Йорке из-за каких-то туманных мессианских причин, в то время как в Нью-Йорке он позорно известен своим расизмом по отношению к черным.

То, что несмотря на все практические неудобства, Хаббад все равно поддерживается таким количеством видных политиков, объясняется не в последнюю очередь полностью лживым и вводящим в заблуждение отношением к хасидизму почти всех исследователей, писавших о нем и Хаббаде. Это относится ко всем, кто писал и пишет об этом на английском. Они скрывают явные свидетельства старых хасидских текстов, как и современных политических выводов из них, которые хорошо известны тому, кто хотя бы иногда читает израильские газеты на иврите. Страницы Любавического ребе и других хасидских лидеров постоянно публикуют самые яростные кровожадные заявления и проповеди против всех арабов.

Главный обманщик в этом случае, и хороший образец силы обмана -- Мартин Бубер. Его многочисленные труды, прославляющие хасидизм в целом (включая Хаббад) никогда даже не намекают на реальные тексты хасидизма относительно неевреев. Грех обмана тем более серьезен, что его первые восхваления хасидизма были напечатаны в Германии в период роста германского национализма и прихода нацистов к власти. Внешне противстоя нацизму, Бубер прославлял движение, чьи доктрины и поучения по отношению к неевреям не слишком отличаются от нацистских по отношению к евреям. Конечно, можно возразить, что евреи-хасиды семьдесят или пятьдесят лет назад были жертвами, и "ложь во спасение" жертв оправдана. Но последствия этой лжи не поддаются учету. Труды Бубера, переведенные на иврит, стали важной частью ивритского образования в Израиле, увеличили влияние кровожадных хасидских лидеров и внесли вклад в рост израильского шовинизма и ненависти ко всем неевреям. Если мы задумаемя, сколько людей погибло от ран потому, что еврейские военные медики, под влиянием хасидской пропаганды, отказались оказать им помощь, то немалая доля крови оказывается на руках Мартина Бубера.

Я должен добавить, что в своем преклонении перед хасидизмом Бубер намного превзошел других еврейских исследователей, особенно пишущих на иврите (ранее -- на идиш) или даже на европейских языках, но для чисто еврейских читателей. С точки зрения еврейского интереса хасиды подвергались ранее обоснованной критике. Их дискриминация женщин (даже более крайняя, чем у других ортодоксальных евреев), их слабость к алкоголю (в принципе, алкоголизм очень мало распространен среди израильских евреев, хотя вино широко употребляется в религиозных обрядах -пер.), их фанатичный культ наследственных "святых ребе", выкачивающих из них деньги, их многочисленные суеверия -- эти и другие отрицательные черты не ускользали от критических комментариев. Но сентиментальная и лживая романтизация Бубера победила, особенно в США и Израиле, потому что пришлась кстати тоталитарному восхищению чем угодно "истинно еврейским" и потому, что определенные "левые" еврейские круги, на которых Бубер повлиял особенно сильно, приняли его позицию.

В этом Бубер не был одинок, хотя, с моей точки зрения, он самый худший из-за причиненного им зла и оставшегося после него влияния. Например, очень видный социолог и исследователь Библии Езекеиль Кауфман, защитник геноцида в духе книги Иисуса Навина (в которой рассказывается о завоевании Палестины евреями, вышедшими из Египта -- пер.), философ-идеалист Хьюго Шмуэль Бергман, который еще в 1914-15 году поддерживал изгнание всех палестинцев в Ирак, и многие другие. Все они внешне были "голубями", но пользовались выражениями, могущими быть истолкованными в самом крайнем антиарабском смысле, все имели склонность к религиозному мистицизму, который поощряет обман, и все выглядели умеренно. Даже призывая к изгнанию, расизму и геноциду, они казались неспособными и муху обидеть, и именно поэтому их ложь имела такие ужасные последствия.

Именно против этого прославления бесчеловечности, проповедуемой не только раввинами, но и самыми влиятельными исследователями иудаизма, которые признаны величайшими, мы обязаны бороться. Именно против их современных апостолов, лжепророков и бесчестных священников мы должны повторять (несмотря на почти полное единодушие в Израиле и среди большинства евреев в таких странах, как США) предупреждение Лукреция (эпикурейский философ Тит Лукреций Кар, автор книги "О природе вещей" -- пер.) против подчинения своего мнения религиозным лидерам: Tantuii: religio potuit suadere malorum -- "до каких крайностей зла доходят люди под влиянием религии ". Религия не всегда (как сказал Маркс) -- опиум народа, но часто может им быть, и когда ее используют в этом смысле путем подтасовок и искажения ее подлинной сущности, ученые и интеллектуалы, занимающиеся этим, ничем не лучше контрабандистов наркотиков.

Но можно вывести и более общее заключение, о самых эффективных и ужасных способах побуждать ко злу, обманывать и вводить в заблуждение, и, с руками, очевидно незапятнанными кровью, развращать целые народы и доводить их до совершения притеснений и убийств. (Потому что не осталось никакого сомнения, что самые ужасные притеснения на Западном берегу реки Иордан совершаются под влиянием еврейского религиозного фанатизма). Большинство людей, как видно, считает, что худший тоталитаризм использует физическое принуждение и сослались бы на воображаемый 1984 год Орвелла как на образец такого режима. Однако, кажется, это общее мнение совершенно ошибочно, и интуиция Айзека Азимова, в чьей фантастике худшее угнетение всегда проникает вглубь человека, больше соответствует худшим возможностям человеческой природы. В отличие от ручных ученых Сталина, раввинам не грозит смерть или лагерь. (То же относится к упомянутым исследователям, и с ними всей королевской рати таких же умалчивающих писак, журналистов, общественных деятелей.) Речь идет только о социальном давлении, они лгут из патриотизма, поскольку верят, что это их долг -- лгать во имя того, что они считают еврейскими интересами. Они -- патриотические лжецы, и это тот же патриотизм, который затыкает им рот, когда речь идет о дискриминации и угнетении палестинцев.

Однако тут есть еще один вид подчинения группе, под влиянием извне -- и который иногда еще более разрушителен. Очень многие неевреи (христианские священники и миряне, как и некоторые марксисты из всех марксистских течений) придерживаются странного мнения, что "исправить положение" с преследованиями евреев можно не выступая против зла, совершаемого евреями, и участвовать во "лжи во спасение". Каждого, кто протестует против дискриминации палестинцев или указывает на любой факт еврейской религии или еврейского прошлого, который противоречит "одобренному варианту", обвиняют в "антисемитизме" (или, в случае с евреем -- в "ненависти к себе"). Неевреи -- "друзья евреев" делают это даже с большим пылом, чем сами евреи. Именно существование и активность подобных "защитников евреев" в США (как и в других англоязычных странах) позволяет раввинам и исследователям иудаизма распространять свою ложь не только без сопротивления, но и при поддержке.

На самом деле многие профессиональные "антисталинисты" просто сменили идола и поддерживают еврейский расизм и фанатизм более рьяно и бесчестно, чем большинство преданных сталинистов прошлого. Это явление слепой сталинистской поддержки любого зла, если только оно "еврейское", особенно усилилось после 1945 года, когда стала известна правда об истреблении европейских евреев. Но ошибкой было бы считать, что оно возникло именно тогда. Наоборот, его можно проследить гораздо раньше, особенно в социал-демократических кругах. Один из друзей молодого Марска, Мозес Гесс, широко известный и уважаемый как один из первых социалистов Германии, впоследствии проявил себя крайним еврейским расистом. Его взгляды на "чистоту еврейской расы", опубликованные в 1858 году, не так уж далеки от соответствующей чуши о "чистоте арийской расы". Но немецкие социалисты, боровшиеся против германского расизма, хранили молчание о еврейском расизме.

В 1944 году, в разгар войны против Гитлера, лейбористская партия Великобритании поддержала план изгнания палестинцев из Палестины, похожий на гитлеровские планы в отношении евреев (до 1941 года). Этот план был одобрен под влиянием еврев -- членов руководства партии, многие из которых демонстрировали большую "родственную поддержку" израильской политике, чем любая поддержка консерваторами Яна Смита (в Родезии -- пер.). Но сталинистские табу сильнее в Англии среди левых, чем среди правых, поэтому поддержка лейбористами правительства Бегина практически не обсуждалась.

В США преобладают схожие явления, и опять американские либералы (соответствующие лейбористам в Англии -пер.) оказываются хуже всех.

Здесь нет возможности исследовать все последствия этого положения, но мы должны признать, что в борьбе против расизма и фанатизма еврейской религии наши величайшие враги не только еврейские расисты (и те, кто пользуются плодами расизма), но и те неевреи, которые в других отношениях считаются (на мой взгляд, напрасно) -- "прогрессивными".

 


Примечания:

*1/1. Сами евреи определяли себя в любом месте как религиозную общину, или, точнее религиозный народ. "Наш народ является народом только из-за Торы (религиозного закона) (Тора - на иврите изучение, теория - название Пятикнижия - начальных частей Библии -пер.) - сказал один из высших авторитетов Рабби Саадия Хагаон, живший в 10 веке, и эти слова стали пословицей.

*2/2. Императором Иосифом Вторым в 1782 году.

*3/3. Все это обычно пропускается в вульгарной еврейской историографии, с целью распространять миф, что евреи сохранили свою религию чудом или благодаря особой мистичекой силе.

*4/4. Например, в ее книге Происхождение тоталитаризма, значительная часть которой посвящена евреям.

*5/5. До конца 18 века немецким евреям раввины разрешали писать по-немецки только ивритскими буквами, под страхом отлучения, бичевания и т.д.

*6/6. Когда в результате сделки между Римской Империей и предводителлями евреев ( династия Несиим) все евреи империи попали в вопросах налогообложения и принуждения под власть этих предводителей и раввинских судов, которые за это обязались поддерживать порядок среди евреев.

*7/7. Я пишу об этом, не будучи социалистом. Но я бы уважал людей, чьи принципы я не признаю, если бы они честно старались придерживаться своих принципов. Напротив, нет ничего отвратительнее бесчестного использования всеобщих принципов, неважно, верных или ложных, для эгоистичных целей человека, или, что еще хуже, группы людей.

*8/8. Фактически, многие стороны ортодоксального иудаизма были, по-видимому, заимствованы их Спарты, под губительным влиянием Платона. На эту тему, см. превосходную книгу Moses Hadas, Hellenistic Culture, Fusion and Diffusion, Columbia University Press, New York, 1959. (Я сомневаюсь, чтобы это было возможно, мне кажется, на автора повлияла неприязнь его авторитета Поппера к Платону, в котором он видел зловещего предшественника не менее зловещих последователей - врагов "открытого общества" - Гегеля, Маркса и Энгельса. В любом случае реальная Спарта имела очень мало общего с теориями Платона об идеальном государстве -пер.)

*9/9. Включая географию Палестины и даже ее местонахождение. Это видно по расположению всех синагог в таких странах, как Польша и Россия: евреи должны молиться, обратившись к Иерусалиму, и европейские евреи, слабо представлявшие себе , где он находится, всегда предполагали, что на восток, хотя в их случае это было обычно почти прямо на юг.

*10/10. В этой главе я использую выражение "классический иудаизм" в отношении раввинского иудаизма, каким он явился около 800 г. н.э. и продолжался до конца 18 века. Я избегаю выражения "нормативный иудаизм", который многие авторы используют в похожем значении, поскольку, с моей точки зрения, оно вызывает непрошенные ассоциации.

*11/11. Труды элленизированных евреев, как Филона Александрийского, составляют исключение. Они были написаны до прихода к власти классического иудаизма. После этого они были запрещены среди евреев и сохранились только потому, что христианские монахи сочли их подходящими для своих целей.

*12/12. За весь период с 100 до 1500 годов н.э. было написано две книги о путешествиях и одна история талмудических исследований - короткая, неточная и нудная книга, к тому же написанная презираемым философом (Абрахамом Бен-Давидом из Испании около 1170 года).

*13/13. Me'or 'Eynayi'n 'Azarya de Rossi из Феррары, Италия, 1574

*14/14. Самые известные случаи- испанские, к примеру (используя их имена, принятые при крещении ) Магистр Альфонсо из Вальядолида, крещенный в 1320 году, или Пабло из Санта Марии, обращенный в 1390 и назначенный епископом Бургоса в 1415 году. Но можно привести массу других по всей Западной Европе.

*15/15. Несомненно, настроения, и, соответственно , последствия, были гораздо благоприятнее, чем в диспутах, в которых обвиняли в ереси христиан - например, когда были осуждены Абеляр или ревностные францисканцы.

*16/16. Сталинские и китайские примеры хорошо известны. Однако стоит заметить, что преследование честных историков в Германии началось очень рано. В 1874 году Х.Эвальд, профессор в Геттингене, был заключен в тюрьму за "неправильные" взгляды на завоевания Фридриха Второго, случившиеся столетием раньше. Ситуация в Израиле очень похожа : худшие нападки на меня вызваны не сильными выражениями, которыми я клеймил сионизм и угнетения палестинцев, а моей ранней статьей о роли евреев в работорговле, последний случай датируется 1870 годом. Эта статья была опубликована до войны 1967 года, сейчас ее публикация была бы немыслима. (Это остается актуальным - см. http://www.israel.marxist.com/izr/tantur.htm Автор статьи недавно подвергся нападкам коллег-сионистов, требовавших изгнать его из университета Хайфы, где он преподает. Дело пока отложено из-за процедурных тонкостей -пер.)

*17/17. Пришлось также убрать несколько мест, таких, которые выглядели идеологически нелепыми (например, где бог молится сам себе или физически делает то же, что предписано делать еврею) или те, которые слишком открыто прославляли сексуальные похождения древних раввинов.

*18/18. Трактат Berakhot, p. 58b

*19/19. "Твоя мать должна быть мучительно поражена, та что носила тебя, должна быть опозорена ..." Иеремия, 50:12

*20/20. Опубликована Boys Town, Jerusalem и отредактирована Moses Hyamson, одним из самых уважаемых исследователей иудаизма в Англии.

*21/21. Предполагаемые основатели секты Саддукеев.

*22/22. Рад заметить, что в новом переводе (Chicago University Press) слово "негры" появилось, но очень объемистый и крайне дорогой том почти не имеет шансов попасть в "не те" руки. Подобным образом, в Англии начала 19 века радикальные книги (например, Годвина (Уильям Годвин, считающийся предтечей анархизма -пер.)) могли появляться в печати, при условии, что они стоили очень дорого.

*23/23. Вдобавок стоит упомянуть, что для еврейского исследователя ислама, например, для Бернарда Льюиса (который ранее преподавал в Англии, а сейчас - в США,) вполне возможно, и даже прилично опубликовать статью в Encounter , в которй он указывает на многие места в исламской литературе, которые считает расистскими-антинегритянскими, но которые даже не приближаются к процитированному выше. Совершенно невозможно сейчас, или в последние 30 лет, обсуждать в респектабельном американском издании эти выражения и многие другие талмудические антинегритянскиские оскорбления. Но без критики всех сторон нападение только на ислам сводится к простой клевете.


<- предыдущая часть оглавление следущая часть ->



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz